Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №152 комбинированного вида" Авиастроительного района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Побежимова, д. 40 |
Телефон: | +7(843) 571-07-86, +7(843) 570-07-35 |
E-Mail: | Ds152.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад №152" |
Руководитель: | Чалышова Людмила Владимировна |
Год основания учреждения: | 1989 |
У нас учатся: | 234 воспитанника (иностранных граждан 3) |
У нас учат: | 20 |
Из опыта работы педагогов-психологов Бабановой Т.А., Никифоровой В.Г. Семинар с элементами тренинговых упражнений "На пороге школьной жизни"
Семинар с использованием тренинговых упражнений «На пороге школьной жизни»
Цель: объяснение ожиданий и опасений родителей. Формирование представлений родителей о мотивации ребенка.
Материал: макет школы, полоски красного, синего и черного цвета, фигурки животных.
1. Упражнение «Подари улыбку»
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый дарит свою улыбку соседу слева и справа. Важно смотреть друг другу в глаза.
2. Вступительное слово.
Уважаемые мамы и папы!
Скоро начнется новый важный этап и в вашей жизни, и жизни ваших детей. Первого сентября ваш ребенок придет к порогу своей первой школы, встанет вместе со своими сверстниками и вместе с ними войдет в первый класс со своей первой учительницей. Его экзамены впереди. Наши родительские – сдаем на протяжении всей жизни. Что требуется от родителей в этот период? Конечно же, помощь. Ведь не все дети легко привыкают к новым условиям жизни.
3. Школьная адаптация
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада, где были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?
- Хвалить ребенка, а не ругать.
- Не сравнивать его посредственные результаты с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников.
- Сравнивать ребенка только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов
- Не давить на ребенка.
- Строить доброжелательные и доверительные отношения..
4. Кризис 6-7 лет
Начинается кризис с изменения поведения ребенка – он становится непослушным, упрямым, капризничает, кривляется, нарушает правила. Кризис 6-7лет, так же, как и другие кризисы, выражается в отрицании всего. В этот период:
- меняется самооценка ребенка;
- ребенок начинает осмысливать свои чувства, переживания, обобщать.
- возникает произвольность поведения и деятельности;
- растет познавательная активность;
- изменяются отношения с взрослыми.
- улучшается память;
- начинается переосмысление чувств;
- взгляд на мир становится более реальным.
Родителям необходимо:
- запастись знаниями о кризисе 6-7 лет;
- расширять зону самостоятельности детей;
- избегать полного попустительства и безусловных запретов;
- предоставлять ребенку возможность высказать свое мнение;
- удовлетворять потребность детей в новых видах деятельности;
- следить за своим поведением.
5. Упражнение «Выбери игрушку»
Родителям предлагается выбрать сюжетно-образную игрушку или картинку, характеризующую образ ребенка 6-7 –летнего возраста, которому предстоит учиться в школе, наделить ее чертами, на их взгляд, помогающими или мешающими в предстоящем обучении в школе. Спросить, похож ли этот образ на их ребенка.
6. Упражнение «Цветные дорожки»
Родителям предлагается выбранную игрушку поставить на одну из трех цветных дорожек, ведущих к школе (макет). Цвет дорожки означает, в какой мере родители испытывают беспокойство в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка. (Черная дорожка – сильное беспокойство, синяя – умеренное, красная – нет особого беспокойства).
7. Упражнение «Загляни в будущее» (Педагогические ситуации)
Ситуация 1. Ребенок впервые принес «2», некрасиво, небрежно написал буквы, совершил поступок. Ваша реакция?
К сожалению, главная наша беда в том, что семья и школа объединяют свои усилия не для поддержки ребенка, а для порицания и наказания. Это создает у школьника ощущение безысходности, никто не верит в него, все против. Нередко при неудачах детей в школе родители исходят из позиции виновности, не разбираясь, не вникая, считая дочь или сына виноватым. Это приводит к снижению самооценки ребенка, а в результате ко все новым и новым неудачам. С самого начала учения надо вселять в детей в веру и оптимизм.
Ситуация 2. В утренней спешке ребенок забыл положить в портфель нужный учебник, очки, кошелек.
Вопрос. Как поступить, что сказать?
Вывод: нельзя ругать ребенка, читать ему нотации перед уходом в школу. Лучше протянуть забытую вещь спокойно, чем пускаться в рассуждения по поводу его забывчивости и безответственности.
8. Мини-лекция «Мотивационная готовность ребенка к школе».
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
1. Положительных представлений о школе;
2. Желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
3. Сформированной позиции школьника.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада.
Необходимо:
1. Расширять представления дошкольников о школе;
2. Стимулировать стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе;
3. Развивать способности к исследовательской деятельности, познавательную активность и интерес.
4. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
5. Воспитывать у детей осознанное отношение к школе и позиции ученика.
Результаты интеллектуальной и мотивационной готовности к школе.
9. Тест для родителей «Познавательная потребность ребенка»
1. Часто ли ребенок задает вам вопросы?
Часто (5 баллов)
Иногда (3 балла)
Редко (1 балл)
2. Часто ли ребенок просит, чтобы ему почитали?
Часто (5 баллов)
Иногда (3 балла)
Редко (1 балл)
3. Занимается ли ваш ребенок умственным трудом?
Часто (5 баллов)
Иногда (3 балла)
Редко (1 балл)
4. Как поступает ваш ребенок, услышав занимательный вопрос?
Сам пытается ответить – (5 баллов)
По-разному – 3 балла
Просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос – (1 балл)
5.Привлекают ли ребенка занимательные виды деятельности?
Часто (5 баллов)
Иногда (3 балла)
Редко (1 балл)
10. Упражнение «Пожелание себе»
Все сидят по кругу. Каждый участник проговаривает пожелание себе.