• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 119" Авиастроительного р-на г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420036, г. Казань, ул. Максимова, д. 76
Телефон: +7(843)-571-11-66
E-Mail: s119.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Средняя школа № 119"
Руководитель: Фадеева Татьяна Петровна
Год основания учреждения: 1957
У нас учатся: 606 из них иностранных граждан: 11
У нас учат: 36 педагогов. Язык обучения: русский

Программа информатизации школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №119
с углубленным изучением отдельных предметов»
Авиастроительного района города Казани
 
 
 
 
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 
 
 
 
 
Содержание
 
Обоснование актуальности программы…………………………………………………………..2
Пояснительная записка (содержание, проблемы, анализ ситуации)…………….......................3
Паспорт программы………………………………………………………………………………..8
Основные цели информатизации образования…………………………………………………..11
Задачи программы………………………………………………………………………………….12
Основные направления…………………………………………………………………………….13
План действий по реализации программы информатизации……………………………………14
Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………..17
 
В современных социально-экономических условиях проблема качества образования рассматривается как фактор повышения уровня жизни, как национальная идея, определяющая успешное развитие человека и общества. Требуются новые целевые установки в образовательной политике, кардинальный пересмотр традиционных взглядов и представлений о качестве образования.
Новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Сегодня школа отражает аспекты современного информационного общества, в котором происходят серьёзные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно-цифровой культуре. Модернизация школы связана с необходимостью решения одной из главных задач на современном этапе: на персональном уровне – сформировать информационную компетентность участников образовательного процесса: овладение навыками работы в Интернет, использования новых электронных образовательных ресурсов, информационных средств, технологий; на корпоративном уровне – навыками совместной работы в сети, совместной проектной деятельности. Локальная, глобальная сети изменили методологию поиска и производства знаний. Ядром, базисным компонентом информатизации образования становится освоение новых   образовательных продуктов с новым информационным качеством. 
 
Ключевой идеей программы информатизации школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного образования. Информационная система должна комплексно обеспечить все процессы в образовательном учреждении: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Содержание проблемы, анализ ситуации)
 
2010             Новые ценности образования в условиях информационного общества.
        Концепция модернизации российского образования, среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает «переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности».
        В информационном обществе возникает и развивается информационно-электронная экономика: информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование экономики определяется развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем. Главная сфера экономической деятельности – сфера услуг, наука. Образование; форма социальной организации – университеты; доминирующее сословие – ученые и профессиональные специалисты. В этом обществе информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье; массовое стандартное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которой лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супер-технологии.
        В информационном обществе происходит глобальная экономическая интеграция, переход от самодостаточной и изолированной экономики к мировой экономике. Нарастающей тенденцией такого общества является массовая миграция населения (в поисках интересной и перспективной работы).
        Еще одна тенденция нового общества – движение от узких специалистов к «фундаменталистам», способным адаптироваться к новой технике.
Информационное общество – это общество с развитой системой     надомного труда. Работа для большинства людей в таком обществе должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Информационное общество – это гражданское общество на базе развития индивидуальной интеллектуальной собственности. В таком обществе видоизменяются и социальные отношения, на место классовой дифференциации приходит дифференциация профессиональная, а вертикаль взаимоотношений вытесняется системой непосредственных связей между людьми, причем предпочтение отдается развитию неформальных контактов и коммуникаций.
Характеризую информационное общество, следует заметить, что в нем происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.
        Информационное общество – это общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.
        Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование – это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.
        В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижения по пути познания»
        Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога. Еще один способ формирования личностного знания – развитие умения учиться, самостоятельно искать, добывать и приобретать знания. Это же является и важнейшей целью современного образования в целом: умение ориентироваться в современном информационном потоке и продолжать собственное саморазвитие в стремительно меняющемся мире.
        Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономика, науки, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – также одна из задач образования. Наибольшего внимания к себе в этих условиях требует сама личность человека, стоящая в центре всех педагогических концепций последнего времени. Ее качественные изменения, ответственность и готовность к самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстроменяющемуся миру – все это требует особой заботы и обусловливает специфику современного образования. Это означает, что происходит все большая актуализация необходимости перемен в системе образования. Требуется действительная и действенная модернизация образования: модернизация приоритетов, ценностей, отношений, взаимодействий и т.д.
        Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений приводит к ускорению процесса старения знаний от 5-7 лет в наиболее быстроразвивающихся научных направлениях, до 10-12 лет во многих областях науки и техники и до 15 лет в некоторых научно-прикладных отраслях знания и инженерно-технических специальностях. Отсюда насущной потребностью становится воспитание и поощрение работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни.
Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:
1. Формирование электронной грамотности. (Дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).
2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Только тот менеджер может успешно управлять людьми, использовать наилучшим образом все резервы «человеческого фактора», который осознает сложность человеческой психики, учет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями, а этому лучше всего учит великая литература.
        Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи с невиданной динамичностью развития этого общества.
        Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы.
Таким образом, специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.
В связи с этим, на этапе зарождения и развития информационного общества, следует выделить следующие задачи образования:
1.        Развитие многомерной, разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.
2.        Воспитание личности свободной и ответственной, способной постоянно в процессе жизни совершать выбор из широкого спектра (в политике, культуре, труде, потреблении…) и нести за него ответственность.
3.        Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.
4.        Воспитание самостоятельной личности, рассчитывающей в жизни только на собственные силы, возможности, работоспособность.
5.        Формирование личности, не только готовой к постоянным изменениям жизни (места жительства, работы, профессии, образа жизни), но и активно их инициирующий.
6.        Развитие личности, способной к активной работе в коллективе, готовой выполнить во временной творческой группе любую функцию (от подчиненной до лидерской), открытой к продуктивному диалогу.
7.        Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.
8.        Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит на этой базе (на основе багажа фундаментальных наук) адаптироваться к новой технике и изобретениям, а при необходимости менять профессиональную ориентацию.
9.        Развитие информационной культуры учащихся, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся.
Осуществление задач образования на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема современного поколения педагогов, чем и обусловлена разработка Концепции  модернизации российского образования.
 
   2. Информационные технологии в образовании
        Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.
        Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- видеотехника и системы коммуникации.
Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией.
        Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:
2010    Техническая среда (вид используемых технических средств);
2010    Программная среда (набор программных средств);
O       Предметная среда (содержание конкретной предметной области);
O       Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).
С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.
        Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
        В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
 
 3. Условия эффективного применения информационных технологий в образовательном учреждении. 
  Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Однако практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату – снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить только при  выполнении следующих условий:
2010                       Наличие квалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;
2010    Достаточное количество технических средств соответствующего уровня;
2010                          Наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных и других компьютерных программ и систем;
O       Наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);
O       Наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.
В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, необходимо выделить ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения.
 
Психологический аспект
        Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
 
Дидактический аспект
        Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.
        Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. Как известно, результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.
 
Технологический аспект
        Опыт использования информационных технологий в образовательном учреждении показывает, что дети успешно справляются с учебными занятиями уже в первом классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения как учащихся, так и учителя на первых занятиях. Это можно сделать, если акцентировать внимание школьников на двух моментах:
2010                           Отработке способов работы с устройствами ввода информации (клавиатура, манипулятор «мышь») и анализе результатов этой работы;
2010    Соотнесение собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий.
 
Организационный аспект
        Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривают работу за одним рабочим местом одного ученика. Это требование реализуется путем деления класса на группы. На сегодняшний день традиционной формой организации таких занятий является последовательное обучение групп одного класса, что крайне усложняет работу по составлению школьного расписания. Возможна и другая, более продуктивная система синхронного обучения групп на базе двух компьютерных классов одновременно силами двух учителей. Основными проблемами в этой системе является, во-первых дополнительное оснащение школы компьютерной техникой, во-вторых, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы.
 

 
Паспорт программы
 
Наименование программы
Программа информатизации образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2010-2015 г.г. (далее – Программа).
 
Основание для разработки программы
 
Решение педагогического совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов», протокол №    1         от  27.08.2010
 
 
Основные разработчики Программы
Директор Фадеева Татьяна Петровна, заместитель директора по начальному образованию Васильева Инна Владимировна,заместитель директора по иформатизации Аншукова Венера Маратовна
 
Цели программы
- Создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных. Информационная система осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности.
- Создание модели школы, отражающей систему организации учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий, обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения.
Задачи программы
·         индивидуализация обучения в сочетании с формированием у учащихся устойчивых профессиональных и этических норм работы в коллективе, занятом разработкой и применением высоких технологий;
·         предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям как необходимому минимуму для участника информационного обмена в современном обществе;
·         обеспечение возможности как внутригородского, так и межрегионального и международного информационного обмена, доступа к мировым информационным ресурсам – файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, включая возможности мультимедиа;
·         предоставление всем участникам системы образования возможностей обмена информацией посредством электронной почты, в целях организации внутригородских и межрегиональных связей, включая международные контакты;
·         создание и публикация в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, материалы для проверки знаний, методические пособия и другие виды учебной информации;
·         обеспечение контроля качества образования;
·         автоматизация документооборота всех участников информационной системы;
·         автоматизация финансовой деятельности образовательных учреждений (расчет заработной платы, учет материальных ценностей и т.д.);
·         автоматизация учета кадров;
·          сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательных учреждениях;
·         организация работы с общественностью;
·         возможности использования дистанционного обучения.
Направления программы
- Интеграция информационных технологий в образовательный процесс.
- Информатизация системы управленияшколы.
- Развитие информационно-технической базы.
Сроки и этапы реализации Программы
Период с 2010 года (сентябрь) по 2015 год
1 этап: 2010-2011 учебный год
2 этап: 2011-2013 учебные годы
3 этап: 2013 -2015 учебные годы.
 
Исполнители основных мероприятий
Педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов»: научно-методический совет, методические объединения, временные творческие коллективы, администрация.
Источники финансирования
Средства муниципального и республиканского  бюджетов, внебюджетные средства, привлеченные средства.
Ожидаемые конечные результаты Программы
Повышение качества образования, сформированность у школьников ключевых компетентностей, опыта и самореализации, продуктивной социализации и подготовки к осмысленному выбору жизненного и профессионального пути. Повышение потенциала педагогического коллектива, способного к гибкости, мобильности, быстроте реакции на изменения социального заказа.
 

 
Система организации контроля исполнения Программы
Координационное и организационное обеспечение реализации Программы осуществляют директор и заместитель директора по УВР. Информацию о ходе выполнения Программы предоставляет   заместитель директора по УВР (информатизации) на административных советах, педагогических советах. Заместитель директора по УВР (информатизации) готовит аналитические отчеты по данному направлению каждое полугодие. Директор отчитывается о расходовании  финансовых средств по реализации Программы  ежегодно Совету школы и педагогическому совету.
 
 
 
 


Задачи программы
 
Задачи программы определяются указанными целевыми направлениями:

      По направлению «Совершенствование технологии и качества образования»
- Совершенствование форм и результативности обучения по дисциплине «Информатика и ИКТ» для приобретения достаточно высоких теоретических и практических знаний и навыков использования компьютерной техники и программного обеспечения.
- Поиск и приобретение необходимых фрагментов современного мультимедийного контента для расширения возможности использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин различного уровня.
- Расширение возможностей использования ИКТ для преподавания дисциплин на различных стадиях обучения, обратив особое внимание на этапы предпрофильного и профильного обучения, в том числе использование Internet как в режиме обучения, так и в консультативном режиме.
 
По направлению «Совершенствование системы управления школой на базе ИКТ»
- Создание сети административного управления школой (директор, заместители директора,  кадры и др.).
- Освоение административным аппаратом школы необходимого программного обеспечения – 1С (бухгалтерия, кадры), MS Office, форм защиты (антивирусные программы, ключи доступа и др.)
- Создание необходимых баз данных – материальных и нематериальных активов, находящихся на балансе школы («Инфостар-Учет»), база данных «кадры», приказы и распоряжения администрации, решения школьного педагогического совета, баз данных научно-педагогической, учебно-методической и учебной информации, базу данных медиатеки школы
- Развитие маркетинговых форм, в том числе создание собственного сайта школы.
 
По направлению «Развитие форм дополнительного образования»
- Углубленное изучение разделов информатики
- Освоение компьютерного дизайна
- Освоение начальных форм систематизации по наладке и ремонту компьютеров и сетевого оборудования
- Изучение основ программирования на языках высокого уровня
Примечание: по данным направлениям необходима организация взаимодействия с ВУЗами города.

          По направлению «Повышение информационной культуры сотрудников и учащихся школы»
- Повышение квалификации преподавательского и административного персонала школы
- Организация участия сотрудников школы в выставках, конференциях, совещаниях и других мероприятиях в целях использования средств ИКТ в образовательных целях и целях совершенствования управления
 
По направлению «Совершенствование инфраструктурной базы школы»
- Постепенное обновление парка ИКТ и периферийного оборудования
- Создание в рамках ЦИО библиотеки прикладного программного обеспечения, в том числе  фрагментов мультимедийного контента, электронных учебников и др.
- Расширение инфраструктурных возможностей использования демонстрационных форм (интерактивные доски, проекционная техника) в учебных классах при реализации обучения.
 
 
 

Ожидаемые результаты.

 

После реализации данной программы мы ожидаем получить следующие результаты:

1. Создание условий для повышения информационной культуры учащихся.

2. Создание действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности в школе.

3. Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.

4. Повышение эффективности работы компьютерного класса. Расширение возможностей в проведении уроков и элективных курсов.

 5. Расширение возможностей использования ИКТ технологий при проведении уроков по различным предметам. Увеличение доли педагогов, использующих ИКТ технологии до 100%, и как следствие повышение качества образования.

6. Повышение ИКТ-компетентности учащихся

7. Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету.

8. Формирование межпредметных связей между ИТ и другими предметами школьного курса на основе использования единого школьного банка цифровых учебных ресурсов.

9. Участие в создании региональных образовательных информационных ресурсов.

10 .Формирование ученических цифровых портфолио, необходимых для оценки успешности обучения школьников.

11. Пополнение школьной медиатеки современными образовательными ресурсами, которые используются в учебном процессе школьниками, учителями, родителями.

12. Накопление опыта в дистанционных методах обучения, что значительно расширяет спектр услуг, п