• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва "Физкультурно-спортивное объединение "Авиатор"» г.Казани

Визитная карточка

Адрес: 420127,г.Казань, ул. О.Кошевого.д,19
Телефон: +7(843)-223-02-41;+7(843)-562-06-08
E-Mail: aviatorsport@mail.ru
Министерство: Министерство спорта Российской Федерации
Короткое название: МАУ «СШОР"ФСО "Авиатор"» г.Казани
Тип УДО: Спорт
Руководитель: Ивачев Роман Евгеньевич
Год основания учреждения: 2021
У нас учатся: 431 учащихся
У нас учат: 20 тренеров-преподавателей

Разработал: Снигирев В.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ 12-13 ЛЕТ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ 12-13 ЛЕТ

 

Актуальность. Актуальность исследования. Структура тренировочного процесса юных спортсменов любой квалификации направлена на совершенствование морфофункциональных особенностей их организма, обуславливающих расширение и углубление адаптационных резервов организма детей к действию специфических физических нагрузок, что невозможно без системы всестороннего контроля над различными показателями, характеризующими основные физические качества [2]. Уровень развития последних в значительной степени определяется уровнем физического развития и биологического созревания [1].

В современном хоккее для успешного выступления хоккеисту необходимо уметь быстро стартовать и преодолевать различные по величине расстояния, быстро выполнять технико-тактические приемы игры (броски, удары, передачи, ведение, обводку), быстро реагировать на действия противника и партнеров, оценивать игровую ситуацию, принимать рациональные решения и выполнять соответствующие действия [3].

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить эффективность разработанных комплексов упражнений для повышения показателей общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет.

Результаты исследования. К исследованию было привлечено 20 хоккеистов 12-13 лет, занимающиеся в спортивной школе на тренировочном этапе. Они были определены в экспериментальную и контрольную группу по 10 человек.

Принимавшие участие в исследовании хоккеисты 12-13 лет тренировались по общепринятой программе СШОР «Авиатор»», но на учебно-тренировочных занятиях для развития общих и специальных скоростных способностей экспериментальная группа выполняла, специально разработанные нами, комплексы упражнений, в течение 8 месяцев, во 2, 3 и 5 дни в микроцикле, который состоял из 5 тренировочных и 2 выходных дней. 

В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование, позволившее оценить показатели общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет в контрольной и экспериментальной группах.

В начале соревновательного периода подготовки показатели как общих, так и специальных скоростных способностей хоккеистов контрольной и экспериментальной групп не отличались друг от друга (р>0,05 во всех случаях) (табл. 1), что позволило нам перейти к реализации формирующего этапа эксперимента.

Таким образом, проведенное нами педагогическое тестирование на констатирующем этапе эксперимента позволяет выявить, что хоккеисты как контрольной, так и экспериментальной группы имели схожие показатели общих и специальных скоростных способностей. Большинство игроков обеих групп демонстрировали средние показатели как общих, так и специальных скоростных качеств.

Таблица 1

Показатели общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет в начале эксперимента

Тесты

Группы

 

Контрольная

Экспериментальная

 

М±m

σ

М±m

σ

Бег 60 м, с

9,11±0,16

0,55

9,13±0,16

0,59

Бег на коньках 30 м лицом, с

6,42±0,13

0,44

6,38±0,11

0,39

Бег на коньках 30 м спиной, с

8,1±0,16

0,56

8,2±0,13

0,47

Челночный бег на коньках 18 м по 4 раза, с

18,63±0,19

2,57

18,31±0,16

3,35

 

Нами были разработаны комплексы упражнений, для хоккеистов 12-13 лет, которые были направлены на улучшение показателей развития общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет.

Комплексы применялись в экспериментальной группе 3 раза в микроцикл в течение 8 месяцев. Комплексы № 1, № 2 и № 3 применялись во 2, 3 и 5 дни микроцикла, соответственно. На каждом учебно-тренировочном занятии при применении комплекса выполнялось по 2 упражнения. В каждом микроцикле упражнения использовались поочередно. В первом микроцикле применялись упражнения под номерами 1, 2; во втором микроцикле применялись упражнения под номерами 3, 4; в третьем микроцикле применялись упражнения под номерами 5, 6. Упражнения применялись циклично.

Упражнения применялись в начале основной части учебно-тренировочного занятия, так как развитие скорости на фоне усталости неэффективно. Ниже представлены комплексы упражнений, направленные на развитие общих и специальных скоростных способностей у хоккеистов 12-13 лет.

Для повышения показателей развития общих и специальных скоростных способностей использовались две разновидности повторного метода:

– выполнение собственно скоростного упражнения с предельной или околопредельной скоростью;

 – выполнение скоростно-силового упражнения с методом динамических усилий, при котором предельное силовое напряжение обеспечивалось путем перемещения легкого утяжелителя с максимальной скоростью.

Применялся так же соревновательный метод, использование которого создавало дополнительный стимул к повышению специальных скоростных способностей.

В течение восьми месяцев на занятиях экспериментальной группы мы применяли комплексы упражнений направленных на развитие общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет. Контрольная группа занималась по обычной программе. По завершению педагогического эксперимента нами было проведено повторное тестирование для определения показателей общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет. Результаты тестирования представлены в (табл. 2).

Таблица 2

Показатели общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет в конце эксперимента

Тесты

Группы

 

Контрольная

Экспериментальная

 

М±m

Σ

М±m

σ

Бег 60 м, с

9,01±0,19

0,66

8,27±0,15

0,54

Бег на коньках 30 м лицом, с

6,16±0,08

0,26

5,92±0,12

0,44

Бег на коньках 30 м спиной, с

7,73±0,14

0,5

7,34±0,11

0,41

Челночный бег на коньках 18 м по 4 раза, с

18,13±0,18

2,03

17,39±0,15

2,5

 

Как видно из таблиц, в обеих группах наблюдается положительный прирост. Состояние экспериментальной группы, в целом, изменилось достоверно, хотя по некоторым показателям мы видели статистически не значимый прирост результатов. В контрольной же группе достоверных различий меньше, но все же наблюдается тенденция к улучшению результатов.

Выводы. Нами были разработаны и апробированы комплексы специальных упражнений направленных на развитие общих и специальных скоростных способностей хоккеистов 12-13 лет. Применение разработанных нами комплексов упражнений позволило значительно улучшить показатели развития общих и специальных скоростных способностей как общих, так и специальных. Был выявлен значительный прирост в результатах всех используемых в работе педагогических тестов.

 

Литература:

  1. Букатин, А. Ю. Динамика построения эффективной программы тренировки / А. Ю. Букатин. – Хоккей: Еженедельник. – 1997. – №39–42. – С. 22–23.
  2. Мануйлов, С. И. Развитие быстроты движений на уроках физической культуры / С. И. Мануйлов // Физическая культура в школе. – 1984.– № 1. – С. 29–30.
  3. Твист, П. Хоккей: теория и практика / П. Твист. – М.: Астрель, 2005. – 288 с.