Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва "Физкультурно-спортивное объединение "Авиатор"» г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420127,г.Казань, ул. О.Кошевого.д,19 |
Телефон: | +7(843)-223-02-41;+7(843)-562-06-08 |
E-Mail: | aviatorsport@mail.ru |
Министерство: | Министерство спорта Российской Федерации |
Короткое название: | МАУ «СШОР"ФСО "Авиатор"» г.Казани |
Тип УДО: | Спорт |
Руководитель: | Ивачев Роман Евгеньевич |
Год основания учреждения: | 2021 |
У нас учатся: | 431 учащихся |
У нас учат: | 20 тренеров-преподавателей |
Разработал: Валиахметов А.Х. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ХОККЕИСТОВ 9-10 лет
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ХОККЕИСТОВ 9-10 лет
Актуальность. Катание – чрезвычайно сложная деятельность, а хоккей технически крайне сложный вид спорта. Движения во время катания являются неестественными для тела человека, фактически эти движения часто являются противоестественными. Катание состоит из многочисленных и взаимосвязанных движений со сложной структурой. Каждый маневр хоккеиста является единым целым, состоящим из различных компонентов. Каждый такой компонент следует изучить отдельно, после чего свести все компоненты маневра воедино. Отработка надлежащей техники является существенным требованием, чтобы игрок стал быстрым, мощным, взрывным, резким и эффективным хоккеистом [4].
Необходимо применение методики пирамиды, т. е. подхода, при котором сначала закладывается прочный фундамент как основа для последующего оттачивания каждого элемента и сведения их в единое целое. При работе с начинающими игроками мы сначала обучаем их навыкам катания без шайбы. С шайбой они работают после того, как уже прочно усвоят правильное выполнение элементов катания. По мере взросления учеников, мы уделяем все больше внимания развитию их скоростно-силовых и взрывных возможностей. На заключительном этапе обучения мы сосредотачиваемся на реализации усвоенного навыка с сопротивлением, в игровых ситуациях. В конце каждого тренировочного занятия игрокам следует разрешить покататься «с ветерком», для собственного удовольствия, не заботясь о правильности техники катания [2].
Программы отработки навыка (техники) катания для игроков младшего возраста, как и для начинающих хоккеистов всех возрастов, должны включать базовые элементы простого катания на доступной для них скорости. Чтобы чисто и эффективно выполнить нужные элементы, таким игрокам следует оказывать необходимую помощь [3].
Сначала нужно научиться правильно бегать на коньках, а потом уж начинать играть в хоккей. Это не значит, что игроки не имеют возможности исправлять свои недостатки. Означает это другое: наилегчайший путь к хоккейному мастерству лежит через овладение правильной техникой катания на коньках. Обучаясь технике катания на коньках нельзя стремиться к освоению большого количества технических приемов, необходимо остановить свой выбор на нескольких, для их более глубокого и качественного закрепления [1].
Цель исследования: обосновать и разработать методику обучения технике катания на коньках хоккеистов 9-10 лет, и экспериментально проверить ее эффективность.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось в течение 8 месяцев. К исследованию были привлечены 20 хоккеистов 9-10 лет, занимающихся в группе начальной подготовки. Методом случайной выборки хоккеисты 9-10 лет были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике обучения технике катания на коньках, контрольная группа занималась в рамках типовой программы ДЮСШ.
Микроцикл хоккеистов 9-10 лет состоял из 4 тренировочных и 3 выходных дней. Разработанная нами методика, направленная на улучшение показателей техники катания на коньках, применялась на льду в первый день микроцикла.
В ходе проведения исследования нами была разработана методика совершенствования техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет, которая состояла из двух частей: теоретической и практической.
В теоретической части методики нами проводились теоретические занятия, посвященные двум основным вопросам: 1. Технические характеристики лезвия конька. 2. Функции лезвия конька.
В практическую часть методики были включены 4 комплекса упражнений. Основным направлением методики является обучение хоккеистов 9-10 лет рациональному распределению усилий при передвижении на льду. Комплексы состоят из упражнений обучения технике катания, но 3 из них имеют определенные особенности выполнения, направленные на развитие устойчивости при катании на коньках, умения менять направление движения на ограниченном пространстве, и умения менять направление движения на высокой скорости.
В начале нашего исследования мы провели тестирование для определения исходных показателей техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет. Тестирование включало в себя следующие контрольные испытания:
- Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (с).
- Челночный бег на коньках 6 x 9 м (с).
- Слаломный бег на коньках без шайбы (с).
- Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед (с).
Наглядно результаты тестирования представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Исходные показатели техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет в контрольной и экспериментальной группах
Групповые статистики |
||||||
КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа |
N |
Среднее |
Стд. отклонение |
Стд. ошибка среднего |
Р |
|
Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (с) |
КГ |
10 |
25,9560 |
,90672 |
,28673 |
,907 |
ЭГ |
10 |
25,9980 |
,65180 |
,20612 |
,907 |
|
Челночный бег на коньках 6 x 9 м (с) |
КГ |
10 |
15,9860 |
,32616 |
,10314 |
,623 |
ЭГ |
10 |
15,9070 |
,37815 |
,11958 |
,623 |
|
Слаломный бег на коньках без шайбы (с) |
КГ |
10 |
12,0480 |
,40196 |
,12711 |
,293 |
ЭГ |
10 |
11,8910 |
,21972 |
,06948 |
,297 |
|
Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед (с) |
КГ |
10 |
13,8150 |
,39056 |
,12351 |
,412 |
ЭГ |
10 |
13,9510 |
,33128 |
,10476 |
,412 |
Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.1, при уровне значимости α = 0,05.
В конце нашего исследования мы провели повторное тестирование для определения показателей техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет, после реализации разработанной нами методики.
Наглядно результаты тестирования представлены в Таблице 2.
Таблица 2 – Конечные показатели техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет в контрольной и экспериментальной группах
Групповые статистики |
||||||
КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа |
N |
Среднее |
Стд. отклонение |
Стд. ошибка среднего |
Р |
|
Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (с) |
КГ |
10 |
25,6450 |
,91733 |
,29009 |
,021 |
ЭГ |
10 |
24,7600 |
,62446 |
,19747 |
,023 |
|
Челночный бег на коньках 6 x 9 м (с) |
КГ |
10 |
15,7970 |
,30155 |
,09536 |
,000 |
ЭГ |
10 |
14,9960 |
,43195 |
,13660 |
,000 |
|
Слаломный бег на коньках без шайбы (с) |
КГ |
10 |
11,8100 |
,35765 |
,11310 |
,000 |
ЭГ |
10 |
10,9620 |
,11622 |
,03675 |
,000 |
|
Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед (с) |
КГ |
10 |
13,5770 |
,39041 |
,12346 |
,002 |
ЭГ |
10 |
13,0080 |
,32991 |
,10433 |
,003 |
Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.1, при уровне значимости α = 0,05.
В конце эксперимента результат в тесте «Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед» в контрольной группе 25,64+0,30 сек., улучшение на 0,32 сек., в экспериментальной группе 24,76+0,20 сек., улучшение на 1,2 сек., изменения статистически достоверны (p≥0,05).
Результат в тесте «Челночный бег на коньках 6 x 9 м» в контрольной группе 15,79+0,30 сек., улучшение на 0,2 сек., в экспериментальной группе 14,99+0,43 сек., улучшение на 1 сек., изменения статистически достоверны (p≥0,05).
Результат в тесте «Слаломный бег на коньках без шайбы» в контрольной группе 11,81+0,35 сек., улучшение на 0,23 сек., в экспериментальной группе 10,96+0,11 сек., улучшение на 0,93 сек., изменения статистически достоверны (p≥0,05).
Результат в тесте «Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед» в контрольной группе 13,57+0,39 сек., улучшение на 0,24 сек., в экспериментальной группе 13,00+0,32 сек., улучшение на 0,95 сек., изменения статистически достоверны (p≥0,05).
Выводы. По результатам среза показателей техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет нами был сделан вывод, что техническая подготовленность контрольной и экспериментальной групп не соответствует требуемым нормативам «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей». С целью достижения соответствия нормативным требованиям, в ходе педагогического эксперимента нами была разработана и внедрена в учебно-тренировочный процесс хоккеистов 9-10 лет методика совершенствования техники катания на коньках. Методика включает в себя 3 комплекса упражнений, 1 и 2 комплексы содержат по 12 упражнений, и 3 комплекс 5 упражнений. Упражнения комплексов схожи и рознятся только условиями выполнения. В конце эксперимента мы провели повторное тестирование показателей техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет, которое выявило положительную динамику улучшения показателей технической подготовленности в обеих группах. Стоит отметить, что экспериментальная группа, в учебно-тренировочном процессе которой мы применяли разработанную нами методику, показала более высокий прирост показателей техники катания на коньках. В связи с этим мы считаем, что разработанная нами методика совершенствования техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет является эффективной и ее применение в дальнейшем в учебно-тренировочном процессе имеет место быть.
Список литературы:
1. Букатин, А. Ю. Построение эффективной программы подготовки хоккеистов / А. Ю. Букатин // Сборник научных трудов по зимним видам спорта. – М., 2006. – С. 19-23.
2. Kamalov, A.K. Обучение техники катания на коньках юных хоккеистов на начальном этапе подготовки / A.K. Kamalov, I.E. Konovalov, V.I. Volchkova // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 340-341.
3. Камалов, А.К. Реализация методических рекомендаций для формирования умений выполнять тактические действия юными хоккеистами / А.К. Камалов, И.Е. Коновалов // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 258-259.
4. Стамм, Л. Основы скоростно-силового катания в хоккее: монограмма / Л. Стамм. - М.: Гостехиздат, 2018. - 280 c.