Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мурзинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ / Татарстан Республикасы Апас муниципаль районы «Морзалар урта гомуми белем бирү мәктәбе»
Визитная карточка
Адрес: | 422345, РТ, Апастовский район, с. Эбалаково, ул. Школьная д.1. |
Телефон: | +7(843)-763-76-16 |
E-Mail: | Murzinskaya.Sosh@tatar.ru , murzino@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Мурзинская СОШ" |
Руководитель: | Бадертдинов Рифат Акрамутдинович |
Год основания учреждения: | 1972 |
У нас учатся: | 64 (иностранные граждане отсутствуют) |
У нас учат: | 17 |
Классификация и значение витаминов
Цели: 1. Познакомить учащихся с классификацией и значением витаминов в жизнедеятельности человека.
2. Сформировать представление о биологических и химических функциях важнейших витаминов.
3. Воспитать интереса к здоровому образу жизни, стремление придерживаться его принципов.
Девиз урока:«Постоянно нужно есть
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, сыр и масло.»
Оборудование: - М.М.Безруких, Т. А. Филлипова, А.Г. Макеева «Разговор о правильном питании» ( методическое пособие для учителя);
- коллекция витаминов (ревит, комплвит, ундивит и.д.);
- мультимедийная аппаратура;
- презентация «Витамины»;
- лимон, вода., жаренный и свежий печень, лук, чеснок и. д. ;
- стакан, стеклянная палочка.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
1. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку (урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийной аппаратуры).
2. Учитель начинает урок с фронтального опроса класса.
Вопросы для проверки знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке:
- Какие минеральные вещества необходимы для деятельности человека? Минеральные вещества необходимы для нормального роста и развития костей, мышц, кроветворения, деятельности нервной системы, выработки гормонов и ферментов. Они делятся на макроэлементы (кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор, сера) и микроэлементы (железо, медь, марганец, кобальт, йод, фтор, цинк). (Предварительные ответы учащихся.)
- Какие элементы наиболее важны для детского организма? Наиболее важны для детского организма кальций, фосфор, железо и магний. Кальций участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Фосфор необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. Магний важен для образования костей, он стимулирует сердца, повышает активность ферментов. Железо – составная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям; участвует в окислительно – восстановительных процессах , особенно интенсивных в детском возрасте. (Предварительные ответы учащихся.)
3. Вопросы для восприятия нового материала.
- Какие продукты питания наиболее богаты витаминами? (Ответы учащихся – свекла, капуста, морковь, лук, чеснок, смородина и.д..) Показ слайда №1 «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукт»
Вывод: Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе ребенка регулярно.
- Витамины – ? (учащиеся думают и скажут свои мысли о витаминах).
II. Формирование знаний, умений и навыков (объяснение нового материала).
1. Учащиеся открывают рабочие тетради пишут число и тема урока (слайд №2 «Классификация и значение витаминов»).
Витамины -жизненно необходимые вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза – и различные заболевания (слайд №3 «Витамины»).
Учитель продолжает лекцию. Существует несколько форм скрытой витаминной недостаточности – гиповитаминозов и полигиповитаминозов. Так называются состояния, когда человек получает минимальное количество витаминов. Учащиеся под диктовку учителя пишут объяснения нескольких терминов.
- Гиповитаминоз- это состояние человека которому не хватает одного вида витамина.
- Полигиповитаминоз - это состояние когда организму не хватает комплекса витаминов
- Гипервитаминоз- это состояние организма в котором находится избыточное количество витаминов.
Учитель объясняет, а учащиеся внимательно слушают. Не надо бояться: содержание витаминов в обогащаемых ими продуктах питания рассчитано таким образом, чтобы лишь восполнять их дефицит, и никак не может быть причиной гипервитаминозов, особенно если учесть неудовлетворительный уровень витаминной обеспеченности значительной части людей в настоящее время. Однако, если ребенок начинает принимать витаминные препараты, то дозу и количество, а также вид препарата ему должен порекомендовать врач!
2.А теперь, ребята, рассмотрим на какие группы делятся витамины. Учитель показывает демонстрационный опыт. Например, возьмем лимон, выжимаем сок и добавляем воды. Вопрос: Что происходит в результате химического процесса? (Ответы учащихся: растворение или концентрация лимонной кислоты расслабляется.) Второй опыт. Учитель показывает учащимся кусочек свежий печени и кусочек жареной печени в масле. Вопрос изменился вид после жарки печени и как? (Ответы учащихся: витамины который содержатся в печени растворились в масле и.д.).
Итак, ребята, все известные витамины по классификации подразделяются на две группы: водорастворимые и жирорастворимые (слайд №4 «Основные группы витаминов»- учащиеся из слайда перепишут группы витаминов).
3. Работа с тетрадью. Заполнение таблицы «Витамины»
№
|
Название витаминов
|
Значение витаминов
|
Продукты наиболее богаты витамином
|
Водорастворимые витамины
|
|||
1.
|
Витамин C (аскорбиновая кислота)
|
Активизирует иммунную систему.
Влияет на функцию кроветворения.
Способствует лучшему усвоению железа организмом.
|
Содержится в зеленых овощах, курином мясе, гранате, бананах, землянике, тыкве
|
2.
|
Витамин B¹
(тиамин) |
Участвует в регуляции углеводного, белкового, жирового, водного и минерального обменов
|
Содержится в пивных и пекарских дрожжах, ржаном и пшеничном хлебе, рисе, бобах, гречневой и ячменевой крупе, орехах.
|
3.
|
Витамин B6.
|
Влияет на все виды обменных процессов.
Способствует нормальному функционированию центральной нервной системы; регулирует обменные процессы в роговой оболочке и хрусталике глаза.
|
Имеется в продуктах печень, рыба, куриные яйца, хлеб, куриное мясо.
|
4.
|
Витамин B¹²
(цианокобаламин) |
Регулирует процессы кроветворения.
Влияет на белковый обмен, стимулирует процессы роста и развития растущего организма.
|
Основные источники:
говяжья печень, скумбрия, говядина,
камбала, продукты животного происхождения.
|
5.
|
Витамин РР.
( никотиновая кислота) |
Нормализует водно-солевой
обмен, стимулирует работу
сердечно-сосудистой системы и процессы кроветворения
|
Говядина, рыба,
крупы, абрикосы. сливы, морковь, пшеничный хлеб,
укроп, петрушка
|
6.
|
Витамин Р.
|
Влияет:
на кровяное давление,
нормализует функцию
щитовидной железы,
органов пищеварения,
желчевыделительную
функцию печени.
|
Лимон, черная смородина, апельсин, чай, томат
|
Жирорастворимые витамины
|
|||
1.
|
Витамин А
|
Участвует во всех обменных процессах, регулирует процессы роста, функционирование органа зрения
|
Морковь, красный сладкий перец, зелень, плодах шиповника
|
2.
|
Витамин Д
|
Нормализует белковый обмен, повышает устойчивость к организмам.
|
Продукты животного происхождения
|
3.
|
Витамин Е
|
Участвует в обмене белков, жиров, углеводов.
|
Содержится в продуктах питания в больших количествах
|
4
|
Витамин F
|
Участвует во всех обменных процессах, регулирует процессы роста, функционирование органа зрения
|
Маслах: ореховое, соевое, льняное, подсолнечное, оливковое, животные жиры, сливочное масло
|
5.
|
Витамин К
|
Необходим для нормального функционирования печени
|
Шпинат, капуста, морковь, тыква, картофель.
|
4. Физкультминутная пауза.
III. Закреплений знаний, умений, навыков.
1. А теперь, ребята, слушайте внимательно. Я вам прочитаю одно интересное и важное…
Как сделать запасы витаминов на зиму? Издавна на Руси квасили капусту. В квашенном виде капуста не только хорошо сохраняется, но главное – в ней сохраняются витамины.
Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук вез с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты, которую ели Кук и его спутники, они были здоровы и выдержали испытание на своем пути.
А если обеспечить наполовину суточную потребность в витамине С можно за счет обычного картофеля. Лучше всего витамин С сохраняется в свежесваренном картофеле.
2. Показ коллекцию витаминов. Ознакомление с их составом .
3. Задание на дом. Подготовиться по таблицу