Электронное образование в Республике Татарстан

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Дюймовочка» с. Русский Акташ» Альметьевского муниципального района РТ/ Рус Акташы авылы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе 1 нче катнаш төрдәге балалар бакчасы «Төймәкәй».

Визитная карточка

Адрес: 423430, Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, с. Русский Акташ, ул. Строителей д.10
Телефон: +7(855)-334-61-73
E-Mail: t.afinogentowa@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Д/с №1 «Дюймовочка» с. Русский Акташ»
Руководитель: Афиногентова Татьяна Геннадьевна
Год основания учреждения: 1989
У нас учатся: 132
У нас учат: 14

Краткая презентация основной образовательной программы детского сада

Краткая презентация Программы

 муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад  комбинированного вида №1 «Дюймовочка»с. Русский Акташ»

 

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  комбинированного вида №1 «Дюймовочка»с. Русский Акташ» (далее Программа)   разработана в соответствии с:

-        Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

-        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  от 17 октября 2013 г. N 1155;

-         «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

-        Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года № 26, 2.4.3049-13)

-        Законом РТ «Об образовании»

-        Законом РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан».

 

Программа направлена на разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для них видов деятельности..

 

В детском саду  функционирует 6  групп - из них 1 – группа компенсирующей  направленности для детей с ФФНР  (логопедическая группа); 5 групп -   общеразвивающей направленности, сформированы по одновозрастному принципу.

    

Цели и задачи Программы:

-          Обязательная часть:

Цель - позитивная социализация и всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста в адекватных его возрасту видах деятельности

Цель, поставленная педагогическим коллективом, реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, изобразительной, двигательной, трудовой (самообслуживание и элементарный бытовой труд), конструирования и  восприятия художественной литературы.

 

-          Вариативная часть:

В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» творческой группой , созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты (далее УМК)  по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий, которые используются в ДОУ.

Основная цель УМК “Татарча сөйләшәбез” - формирование правильной устной татарской  речи русскоязычных детей дошкольного возраста. УМК “Татарча сөйләшәбез” разработаны для: средней, старшей и подготовительной к школе групп.

 

Программа направлена на решение  следующих  задач:

-                        Обязательная часть Программы:

-        Определяемых ФГОС ДО:

1)                      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

        10) определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

 

-        Вариативная часть Программы:

С учётом региональной составляющей-

    1) В ДОУ реализуется Региональная программа дошкольного образования по обучению детей двум государственным языкам в рамках реализации закона РТ «О государственных языках республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» на основе учебно-методических комплектов УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий. Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов. УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку состоит из трех частей: «Минем өем» (для средней группы), «Уйный-уйный үсәбез» (для старшей группы),  «Без инде зурлар, мәктәпкә илтә юллар» (для подготовительной к школе группы).

2) Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РТ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством народов Поволжья.

3)  Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности, патриотизма на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях родного края.

4) Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

С учётом приоритетного направления ДОУ  

        1) охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

        2) осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом, речевом  (или) психическом развитии детей;

3)воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

        4) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;

5) оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 

В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно - исторический и системно ­ деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

-       полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

-       индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

-       содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-       поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

-       партнерство с семьей;

-       приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-       формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-       возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-       обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

-       учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края, воспитание интереса к изучению второго государственного (неродного) языка на материалах УМК.

Образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Принципы работы:

-        Системность и непрерывность.

-          Личностно-ориентированный  гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

-          Свобода индивидуального личностного развития.

-          Признание приоритета  ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

-          Принцип регионализации (учет специфики региона).

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей  раннего возраста  (от 2 до 3 лет): предметная деятельность  и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок,  тесто, вода), общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

  и для детей дошкольного возраста:

-       игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

-       коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-       познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

-       самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

-       конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

-       изобразительная(рисования, лепки, аппликации);

-       музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

-       двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

 

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Обязательная часть

Целевые ориентиры в раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Вариативная часть

Целевые ориентиры в соответствии с региональным компонентом РТ:

-     Имеет первоначальные представления о символике РФ и РТ, о природе родного края, его достопримечательностях, выдающихся людях-земляках (писателях, поэтах, композиторах РТ);

-     У ребёнка развита потребность в двигательной активности при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских)  игр, физических упражнений, соответствующих его возрастным особенностям;

-     Сформированы представления о труде, профессиях взрослых, работающих в отрасли нефтедобычи;

-     Проявляет  интерес к изобразительному, декоративно-прикладному искусству, традициям и обычаям народов Поволжья, художественным произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, городе;

-     Ребенок достаточно хорошо владеет устной родной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать второй государственный  (неродной) язык для построения речевого высказывания в ситуации обще­ния в пределах программного материала по УМК:

        -    В возрасте 4 – 5 лет объём словарного запаса: 62 слова татарского языка.

        -    В возрасте 5 – 6 лет объём словарного запаса: 45 слов татарского языка.

        -    В возрасте 6 – 7 лет объём словарного запаса: 60 слов татарского языка.

Перед выходом в школу объём словарного запаса составляет 167 татарских слов.

-        ребёнок понимает речь на татарском языке, в пределах, изученных тем, задаёт вопросы на татарском языке;

-        у ребёнка формируется мотивация к дальнейшему обучению татарского языка на этапе школьного обучения.

 

-                   Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Отражает основные направления психолого-педагогической деятельности, работу с детьми с ОВЗ на современном этапе инклюзивного образования, особенности реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми, подготовку родителей (законных представителей) к сопровождению ребенка в рамках его индивидуальной траектории развития и организацию работы по преемственности со школой.

 

Обязательная часть разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Вариативная часть отражает региональный компонент и работу по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам Республики Татарстан по УМК Зариповой З.М., Гаффаровой С. М., Хазратовой  Ф.В., Шаеховой Р.К., а так-же работу по коррекции речевых нарушений у детей по программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной..

 

Формы работы с родителями:

- статистическая работа;

- консультативная помощь;

- анкетирование;

- организация совместных дел и мероприятий;

- информирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

- официальный сайт детского сада, электронная почта.

Работа по взаимодействию с семьей ведется в соответствии с планом  детского сада.

В Организационном разделе  прописаны условия реализации Программы, перечень используемых программ, матариально-технические условия, организация режима пребывания в ДОУ, примерный учебный план и годовой календарно-образовательный график работы, медико-социальное обеспечение, сетевое взаимодействие, основные принципы организации среды, кадровые условия.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 «Дюймовочка» с. Русский Акташ».

Оборудование помещений безопасное, здоровьесберегающее, эстетически-привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной, познавательной и экспериментальной  деятельности детей, отвечающая потребностям детей.

-   Для социально-коммуникативного  развития – оснащение для организации сюжетно-ролевых игр, выделены зоны для уединения детей, оформлены уголки дежурства, зоны в группах для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах;  имеется приусадебный участок.

-   Для познавательного и речевого развития в детском саду оборудован кабинет учителя-логопеда для коррекции речевых нарушений;  в группах имеются–уголки национальной культуры, уголки по УМК «Говорим по-татарски», центры опытно-экспериментальной деятельности, дидактических и развивающих игр, речевые центры, уголки природы, центры песка и вода.

-   Для художественно-эстетического развития функционирует музыкально-спортивный зал, театральные уголки, центры творчества в группах.

      -  Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей в детском саду имеются: музыкально-спортивный зал, медицинский кабинет,  физкультурные центры в группах, спортивная площадка.

         Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

         Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.