МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Гуси-лебеди» г. Альметьевска» Әлмәт шәһәре «40-нчы катнаш төрдәге балалар бакчасы “Казлар-аккошлар” мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе
Визитная карточка
Адрес: | 423457, Республика Татарстан, Альметьевский район, г. Альметьевск, пр-т Строителей, д. 29А |
Телефон: | +7(855)-322-06-61 |
E-Mail: | mbdou40gusilebedi@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ №40 "Гуси-лебеди" |
Руководитель: | Балашова Светлана Ивановна |
Год основания учреждения: | 1976 |
У нас учатся: | 255 воспитанников |
У нас учат: | 27 педагогов |
Аналитический отчет по физкультурно-оздоровительной работе за 2021-2022 учебный год
Аналитический отчет
по физкультурно-оздоровительной работе
инструктора по физической культуре
МБДОУ № 40 «Гуси-лебеди»
Гришечкиной Светланы Николаевны
за 2021-2022 учебный год
Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии Программой «От Рождения до школы» - основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Васильевой М.А, Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а так же:
В. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления», «Здоровый ребенок» - М. Д. Маханева, Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет Пензулаева Л. И., Программа «Играйте на здоровье» Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В., Физическое развитие и здоровье 3-7 лет. Авторы: Л.В.Яковлева, Р.А. Юдина, Программа «Физическая культура – дошкольникам». Автор: Л.Д. Глазырина . Физическая культура для малышей - Лайзане С.Я. «Физкультурные занятия с детьми 3-4, 4-5, 5-6 лет» Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. Пензулаева Л.И. М., 2005г.
В настоящее время, одним из важнейших направлений деятельности нашего детского сада является физкультурно-оздоровительная работа.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. В связи с этим, педагоги организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализуют комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Воспитательно-образовательная работа строится с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОУ в организованных формах обучения, требований СанПиНа к максимальной нагрузке. Ежедневно во всех возрастных группах предусмотрены различные формы двигательной активности детей:
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия.
- Оздоровительные паузы.
- Прогулка.
- Здоровый сон. Для быстрого спокойного засыпания используются релаксационные игры, музыкальное сопровождение.
- Гимнастика после сна.
- Система закаливающих процедур.
- Зимние и летние спартакиады, физкультурные праздники, развлечения.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
- Комплексное решение физкультурно - оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия:
- имеется физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Для проведения занятий подбираю физические упражнения, определяю последовательность их выполнения, составляю план-конспект, продумываю методику проведения, готовлю оборудование, размещаю его, слежу за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.
При организации физкультурного занятия обязательно учитываю:
- строгую регламентацию деятельности детей и дозирование физической нагрузки;
- оптимальную двигательную активность детей;
- соответствие возрасту и уровню подготовленности детей;
- имеющееся оборудование и музыкальное сопровождение.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны. Утреннюю гимнастику провожу ежедневно до завтрака в течение 6-12 минут (в зависимости от возрастной группы) на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Широко применяю в течение года с детьми такую форму, как физкультурный досуг, так как он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения.
При проведении досуга я ставлю следующие задачи:
- развивать у детей умение творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,
- приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
В каждой группе а) оформлен физкультурный уголок, в котором имеется нестандартное физкультурно-игровое оборудование, изготовленное воспитателями совместно с родителями, в том числе и для профилактики плоскостопия.
- На территории детского сада имеется физкультурная площадка, где организуются занятия, спартакиады, спортивные игры ( волейбол, хоккей, футбол), соревнования, досуги.
- Методическое обеспечение позволяет в полном объеме педагогам проводить работу по данному направлению. Это богатая копилка методической литературы по оздоровительной работе, наглядный материал: плакаты, стенды по ЗОЖ.
Активно взаимодействую с другими специалистами. Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, физическое состояние детей, посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняем листы здоровья. Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.
С медицинской сестрой – в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей. Поэтому я кроме индивидуальной работы с детьми, в занятия обязательно включаю упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенесших заболевания.
Взаимодействие с воспитателями - оказываю помощь по различным вопросам физического развития детей.
- планирование и организация образовательной деятельности по физическому воспитанию и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня;
- оказание методической помощи по вопросам физического воспитания всем педагогам
ДОУ консультации:
- «Как правильно провести утреннюю гимнастику»
- «Как правильно организовать игры на участке зимой?» рекомендации
- Фестиваль дворовых игр,
- Беседы о пользе физкультуры
- Влияние подвижных игр на коррекцию осанки
- Оздоровительный бег
- Проведение прогулок и занятий физической культурой в зимнее время
- Как правильно организовать зимний отдых
- Использование оборудования для совершенствования основных движений детей на протяжении дня
- Особенности организации подвижных игр
- Двигательная деятельность детей на прогулке
- Двигательная активность детей в течение дня
Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводим обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей. Что дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года построить свою деятельность в соответствии с этими прогнозами.
Основную роль на занятии занимает инструктор. Воспитатель, зная методику проведения ООД, оценивает качество выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на ООД не только помогает мне по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе.
Взаимодействие с педагогом-психологом. Дети дошкольного возраста часто нуждаются в психологической помощи. Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подсказывает и рекомендует, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и др. На занятия я включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.
Взаимодействие с музыкальным руководителем. Совместно с музыкальным руководителем организуем праздники, досуги, согласно годовому плану мероприятий, вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм.
В рамках совместных мероприятий включаем в работу досуги, развлечения, праздники, квест-игры, такие как: (День Знаний, Зов Джунглей, День матери, праздники посвященные 23 февраля, Зимняя и летняя спартакиада, День смеха, День физкультурника, День Победы и др.)
Взаимодействие с учителем-логопедом. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Так у нас функционирует логопедическая группа, в которой я веду физкультурные занятия. Для таких детей планирование физкультурно-оздоровительной работы составляется с учетом коррекционно-воспитательных задач. Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Это могут быть подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают мне в качестве закрепления. Разработаны и постоянно пополняются картотеки игр, упражнений, считалок, загадок, чистоговорок.
Взаимодействие работы инструктора по физической культуре и семьи является одной из главных сфер по развитию физического здоровья ребенка.
Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями.
Воспитатель, как бы, является связующим звеном между мной и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, индивидуально для каждого ребенка). Вместе с воспитателями привлекаем родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.
В каждой возрастной группе для родителей оформлены папки-передвижки, в которых освещаются вопросы укрепления здоровья.
В рамках пропаганды ЗОЖ проведены тематические консультации для родителей, т.к.:
- «Спортивный уголок дома»
- «Играйте вместе с детьми»
- «Физическое воспитание детей в семье»
- «Физическая готовность ребенка к школе»
- «Досуг с ребёнком на природе»
- «Закаливание в семье»
- «Как вырастить ребенка здоровым и успешным»
- «Физическая культура в семье»
- «Зарядка - это весело»
- «Закаливание в домашних условиях»
- «Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников»,
- «Предупреждение плоскостопия»,
- «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений» и др.
Приглашаем родителей на совместные спортивные соревнования: «Кросс Нации», «Лыжня зовет!», «Мой папа лучше всех!» и др.
Родители принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-
игрового оборудования. Они имеют возможность посещать «Дни открытых дверей»: просмотреть физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные моменты, подвижные игры.
В начале и конце учебного года была проведена диагностика общего уровня физического развития детей. Физкультурно-оздоровительная работа была направлена на развитие физических качеств, двигательной активности, укреплению защитных свойств организма, организации профилактической и коррекционной работы с воспитанниками. Её результаты показали положительную динамику роста показателей физического развития детей всех возрастных групп. (Методика «Экспресс- анализ и оценка детской деятельности под ред. О.А Сафоновой).
В Мониторинге по физическому воспитанию принимали участие в начало 2021 уч.года –
на 159 детей. Программа по физическому воспитанию освоена на 97%, высокий балл показали- 37% детей, средний - 60% детей, низкий – 3%. Результат мониторинга подготовительных к школе групп на 58 детей. Программа по физическому воспитанию освоена на 100%, высокий балл показали- 45% детей, средний - 55% детей, низкий – 0%.
На конец 2022 уч.года - на 183 детей. Программа по физическому воспитанию освоена на 98%, высокий балл показали- 33% детей, средний - 64% детей, низкий – 3%. Результат мониторинга подготовительных к школе групп на 64 детей. Программа по физическому воспитанию освоена на 100%, высокий балл показали- 42% детей, средний - 58% детей, низкий – 0%.
В младших, средних, старших группах дети испытывали затруднения в выполнении ОВД (метании, бросании, прыжках).
Индивидуальная работа: фронтальная, групповая, индивидуальная на НОД.
Результат усвоения программы:
- Развиты основные физические качества и потребность в двигательной активности.
- Эмоционально относятся к предложенному заданию.
- Увлеченно занимается физической культурой в самостоятельной и совместной деятельности не только в физкультурном зале, но и в группе и на прогулке.
Систематически повышаю свои профессиональные знания, изучая новинки литературы, появляющейся в печати и интернете, принимаю активное участие в КМО, муниципальных и всероссийских конкурсах.
Тема самообразования: «Подвижная игра, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
Цель:
Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через использование подвижных игр.
Задачи:
1. Создать условия для развития физических качеств воспитанников;
2. Обогатить детский опыт для развития физических качеств при организации и проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
3. Воспитывать у детей желание самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры со сверстниками, проявляя двигательное творчество.
Таким образом, системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы позволяет ДОУ добиваться хороших результатов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, помогает педагогам обеспечивать высокое качество работы, администрации создавать необходимые условия для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
Линии развития:
Для роста физической подготовленности детей в будущем году необходимо:
Пополнение инвентаря и спортивных снарядов;
Активизация работы с родителями, воспитателями и мед. сестрой;
Планомерное и всестороннее проведение физкультурной работы, включая праздники, информационную работу, кружковую работу и т.п.
В следующем учебном году целю моей физкультурно - оздоровительной работы будет являться – охрана и укрепление здоровья ребенка, его полноценное физическое развитие.
Продолжать совершенствовать систему мероприятий, направленных на совершенствование знаний детей о потребности в здоровом образе жизни, привитии интереса к физкультуре и спорту; корректировать совместную работу ДОУ и семьи по вопросам физического развития дошкольников.
Инструктор по физической культуре:___________ /С.Н. Гришечкина/