• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ахметьевская основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района РТ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422884, РТ, Алькеевский район, с. Татарское Ахметьево,ул. Центральная д. 10Б
Телефон: +7(843)-467-74-33
E-Mail: axmetevo.sch@mail.ru , Shkola.Ahmetevo@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ " Ахметьевская ООШ" Алькеевкого МР
Руководитель: Зайнуллина Гульшат Нурсалимовна
Год основания учреждения: 1989
У нас учатся: 23 ученика
У нас учат: 9 педагогов

Новости МБОУ "Ахметьевская ООШ"

Урок цифры

Опубликовано: 27.09.2022

 

 

 

27 сентября в МБОУ «Ахметьевская ООШ» прошел урок цифры по теме «Беспилотные технологии». Целью является формирование знаний обучающихся в области применения беспилотных аппаратов. Задачи урока:

1. Сформировать представления об основных понятиях беспилотных технологий.

2. Сформировать представление учащихся о современном уровне развития беспилотных технологий.

3. Познакомить с различными типами беспилотных аппаратов, особенностями их строения и применения, препятствиями в их развитии.

Учитель информатики Г. Н. Зайнуллина продемонстрировала презентацию о беспилотных аппаратах и ознакомила с их разновидностями: воздушные, наземные, подводные.

Развитие технологий неостановимо. «Прогресс — не случайность, а необходимость» - так Гербер Спенсер охарактеризовал процессы, промежуточные результаты которых мы наблюдаем в упрощении нашей жизни, улучшении ее комфорта и безопасности. Например, в самом молодом городе России, Иннополисе, уже сейчас по дорогам ездят беспилотные такси и роверы (роботы-курьеры). В настоящее время роботизация стала одним из главных векторов развития прогресса.

Исследовательские лаборатории и производства, такие как лаборатория беспилотных технологий Университета Иннополис, разрабатывают специализированные робототехнические системы, предназначенные для конкретных задач в различных сферах применения. В область их деятельности попадают как сфера взаимодействия с человеком в области сервиса, медицины, сферы обслуживания, когнитивной и социальной робототехнкии, так и замена человека на опасных и вредных операциях таких, как работа на атомных реакторах или в непосредственной близости с вредными веществами и выбросами, работа на нефтедобывающих установках, обслуживание инфраструктуры в сложных природных условиях, работа при экстремальных погодных условиях и сильных магнитных полях.

Нам может быть сложно представить все эти экстремальные и опасные условия, но давайте рассмотрим несколько наиболее очевидных и разберемся, что сделано сейчас и куда ведет технический прогресс беспилотных аппаратов.

Наверное, самый любимый среди детей вид беспилотных аппаратов – это беспилотные летательные аппараты (дроны). Под понятие «дрон» попадают все устройства, которые летают без участия человека на борту: планеры, вертолеты, беспилотные летательные аппараты, квадрокотеры, гексакоптеры. Согласно определению, одобренному Ассамблеей ИКАО, «беспилотный летательный аппарат (дрон) представляет собой воздушное судно без пилота..., которое выполняет полет без командира воздушного судна на борту и либо полностью дистанционно управляется из другого места с земли, с борта другого воздушного судна, из космоса, либо запрограммировано и полностью автономно».

Теперь для того, чтобы заснять красивый вид с высоты птичьего полета, не нужно нанимать опытного пилота и фотографа. Достаточно нажать на экране смартфона пару кнопок, и дрон сделает снимки на высоте без посторонней помощи. Такие технологии позволяют не задумываться об управлении дроном, а сосредоточиться на кадре. Этому способствует система управления. Она позволяет упростить контроль, добавить новые функции и повысить безопасность полетов.

В настоящий момент наблюдается несколько трендов развития дронов:

— повышение уровня автономности (расширение зон применения, полеты в труднодоступные и опасные зоны)

— групповое взаимодействие БПЛА (централизованное и децентрализованное)

— улучшение соотношения полезной нагрузки и взлетной массы

Мировой рынок беспилотных летательных аппаратов приобрел широкое значение в связи с растущим использованием беспилотных летательных аппаратов, в частности, для инспекции, геодезической съемки, транспорта и логистики, а также для сельскохозяйственного опрыскивания. БПЛА также используются военными для наблюдения и мониторинга, служб национальной безопасности и правоохранительных органов, что дополнительно способствует росту рынка.

На этих кадрах мы видим систему мониторинга на базе БПЛАс наземной станцией. Ключевыми особенностями этой системы являются:

— Полная автономность;

— Автоматическая система зарядки дрона;

— Алгоритмы, обеспечивающие надежную посадку БПЛА при порывистом ветре;

— Возможность посадки на подвижную платформу, например, установленную в кузове грузовика или на плавучем объекте;

— Посадочный модуль, обеспечивающий быстрое центрирование и фиксацию БПЛА;

— Гибридная система позиционирования относительно посадочной платформы.

Ранее уже упоминалось, что к дронам относятся все типы летательных аппаратов (ветолеты, планеры и прочие), в том числе и их сочетания. Например, в проекте Innopolis VTOL сочетаются технические черты коптера (четыре винта для взлета и посадки) и планера (крылья для экономии энергии и перелета на большие расстояния). Эта система предназначена для воздушной грузоперевозки, имеет систему автоматического управления, обеспечивающего автономный взлет, движение по миссии (маршруту) и посадку.

На видео кадры работы системы. Обратите внимание, во время взлета и посадки работают четыре винта, создающие вертикальную тягу, а в дальнейшем их можно остановить. Но, при необходимости зависания над точкой, они снова включаются.

Барьеры, замедляющие развитие беспилотных летательных аппаратов в настоящий момент:

нормативные

— разрешение на взлёт (условия не позволяющие на законодательном уровне перемещаться в воздухе)

— закрытые зоны (частная территория, зоны, где требуется особое разрешение)

технологические – готовность беспилотника справиться с широким кругом ситуаций

— зрелость технологий (там, где меньше барьеров – будут больше использоваться беспилотные технологии)

— дублирующие системы (недостаточная надежность поэтому есть необходимость дублировать все системы (как в самолете)

— защиты от столкновений (появляются новые конструкции дронов и их системы управления находятся только в разработке)

— специальные конструкции (появляются новые конструкции дронов и их системы управления находятся только в разработке)

социальные (неготовность общества, страх, опасения – дрон может упасть, задеть пропеллером и т.д., также нарушение приватности - не каждый человек отдыхающей у себя во дворе хотел бы чтобы над ним кружил дрон.

Еще один очевидный тип беспилотных аппаратов – это наземный транспорт. Основные сферы его применения – это грузовые и пассажирские перевозки (автомобили и железнодорожный транспорт). Сюда можно отнести роботы специального назначения, дорожные машины, сельскохозяйственную технику, коммунальные и клининговые роботы, роботов-курьеров. К сожалению, на данный момент в режиме общего пользования такие системы получаются слишком дороги, поэтому их применение оправдано либо на закрытых территориях, либо внутри помещений.

9 декабря 2020 года Яндекс запустил в Москве и Иннополисе доставку еды через сервис «Яндекс.Еда» с помощью колесных роботов-курьеров «Яндекс.Ровер».

Шестиколесный «Яндекс.Ровер» длиной около метра и полметра высотой. Он перемещается по городским тротуарам примерно со скоростью пешехода около 5 км/ч. Робот распознает окружающие объекты вокруг и может объезжать препятствия. Беспилотный курьер от компании Яндекс сам прокладывает себе маршрут. Он также оснащен лидаром (сканирующим лазерным дальномером), который помогает ему ориентироваться даже в темноте. Силуэты робота напоминают луноход, поэтому он получил название «Яндекс.Ровер».

В настоящее время разработкой беспилотными транспортными средствами занимается более 40 компаний по всему миру, включая Google (Waymo), Tesla, Яндекс, Uber, ZOOX, aurora, Baidu, mobileye и др.

Что нужно, чтобы автомобиль стал беспилотным? Безусловно, есть различные подходы к этому вопросу, разработчики используют разные наборы компонентов в зависимости от задач и условий эксплуатации. На инфографике представлен основной, «базовый» набор, который актуален для большинства производителей беспилотной техники.

Технологии, применяемые для создания автономного транспортное средства, направлены на решение 3 глобальных задач: 

построение локальной карты и определение объектов из внешней среды,

глобальное позиционирование на мировой карте,

обработка информации, на базе которой принимаются решения о действиях транспортного средства.

Пассивные датчики – принимают визуальную информацию, не имеют собственных передатчиков. Датчики различных типов работают для разных типов волн, обеспечивая таким образом наиболее полную картину происходящего вокруг автомобиля.

Стереокамеры принимают и формируют 3D изображение благодаря использованию CMOS и CCDs технологий, используется для определения дальности объектов.

Камеры получают визуальную информацию, такую как дорожные знаки и сигналы светофора.

Активные датчики – тип датчиков, способных передавать и принимать сигнал. К ним, например, относятся радары и лидары.

Радары используют радиоволны для определения дальности объекта, их скорости и месторасположения. Радиоволны не чувствительны к свету, поэтому низкая освещенность не является помехой для использования радара.

LIDAR (LIght Detection And Ranging) использует свет в виде импульсного лазера. Лидарные датчики посылают 50 – 200 тысяч импульсов в секунду, чтобы покрыть область и скомпилировать возвращающиеся сигналы в трехмерное облако точек. Сравнивая разницу в последовательных воспринимаемых облаках точек, обнаруживает объекты и их движение таким образом, что можно создать 3D-карту с дальностью действия от 2 сантиметров до 250 метров.

Спутниковая навигация позволяет отслеживать местоположение автомобиля на карте мира, строить маршрут. Различные глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) могут предоставлять информацию о местоположении с точностью до нескольких метров.

 

Специализированный искусственный интеллект (AI) – «Пилот» беспилотного автомобиля. Управляет автомобилем и принимает решения по ходу движения. Получает и обрабатывает информацию от остальных систем.

Ещё пять лет назад ничто не предвещало беды. Никто не мог представить, что беспилотники так плотно войдут в нашу жизнь. Конечно, им ещё далеко до популярности мобильных телефонов, но сомневаться не приходится — прямо перед нашими глазами совершается настоящая революция! Маленькие и большие, летающие и ползающие, радиоуправляемые и автономные — всё это о дронах!!!

     



К списку новостей