• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Алькеевский
  • Школы
  • МБОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района РТ - Школа превосходства по направлению обучения, способствующее мозговой деятельности - Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"/ Татарстан Республикасы Әлки муниципаль районы Муниципаль бюджет гомуми белем биру учреждениесе "Базарлы-Матак урта гомуми белем биру мәктабе"

МБОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района РТ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422870, РТ, Алькеевский район, с. Базарные Матаки, ул. Школьная, д. 6
Телефон: +7(843)-462-08-42
E-Mail: S1.Alk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Базарно-Матакская СОШ"
Руководитель: Абдрахманова Луиза Загидулловна
Год основания учреждения: 1937
У нас учатся: 638 учащихся (иностранные граждане отсутствуют)
У нас учат: 58 педагогов

Новости Базарно-Матаковской школы

Долгушова Лидия была учителем от Бога, профессионалом своего дела.

Опубликовано: 05.06.2021

В преддверии Дня русского языка хочу рассказать об учительнице, которая оказала большое влияние на мою дальнейшую судьбу. Ее уже нет в живых, но воспоминания об этом удивительном, светлом и добром человеке хранятся в самых потаенных уголках моей души, да и не только моей. Долгушова Лидия Михайловна стала обучать нас в шестом классе – преподававшая до этого русский язык Гильмеева Наиля Фатыховна ушла на пенсию. На Лидию Михайловну возложили и руководство нашим классом. Она сразу пришлась по душе своей простотой, материнской теплотой, отзывчивостью, желанием не осудить, а понять детей, стремлением во что бы то ни стало урегулировать любой конфликт мирным путем (а в школьной жизни они случаются почти каждый день). Уроки педагога отличались тем, что даже очень сложную тему она объясняла доступным, простым языком, акцентируя больше внимания не на заучивании правил, а их использовании. Особенно прониклись уважением к учителю наши мальчишки, так как она их часто защищала, говоря, что их и так мало, а девочки сами спровоцировали тот или иной инцидент. Родительские собрания Лидия Михайловна проводила очень необычно. Проказники, которые дома ожидали взбучку за то, что подрались на перемене или сломали большую деревянную линейку-транспортир у учителя математики, приходили в школу на следующий день радостные и счастливые. Почему-то хулиганы резко становились любителями шашек, резьбы по дереву, а на 8 марта Миндубаевой Зое Александровне, которая целый месяц брала в долг профессиональную ли- нейку у другого учителя, ребята подарили новый самодельный транспортир. Оказывается, классная руководительница не рассказывала на собраниях перед родителями о наших минус, недочетах и промахах, не жаловалась на проказы пацанов, хотя сама и получала нагоняй от директора. А потому папы и мамы, возвращаясь домой со школы, хвалили своих чад, хотя порой было не за что. После прихода Лидии Михайловны наш кабинет сразу преобразился. На стене появились черно-белые портреты бородатых, усатых «мужиков», (так говорили наши мальчики) имена и годы жизни которых по прошествии времени все знали наизусть. То были Лев Толстой в русской рубахе, эдакий щеголь Иван Тургенев и наш кудрявый красавец Александр Пушкин. Помимо картин с изображениями писателей висели многочисленные стенды. Они были художественно оформлены и обтянуты полиэтиленовой пленкой. Полюбоваться ими заходили учителя и из других школ. Секрет был прост – наша учительница очень красиво рисовала, у нее был тонкий вкус, а потому каждое наглядное пособие изготавливала с особой аккуратностью. Помнится, в лабораторном кабинете, который находился в нашем классе, были многочисленные таблицы, свернутые в рулоны, а однажды мы даже нашли золотой порошок, для нас, сельских детишек, это казалось эдакой невидалью. Лидия Михайловна объяснила нам, что это не золото, а лишь порошок, который нужно разбавить перед нанесением на ватман. Каждый урок литературы или русского языка наша учительница старалась украсить. Современным учителям трудно представить себе, что помимо написания ежедневных планов предметник рисовал, чертил на больших листах бумаги схемы, таблицы, а широким пером и чернилами выписывал слова-исключения, чтобы все эти правила учащиеся зарубили себе на носу. До сих пор в памяти ее стихи об омонимах, которые мы выучили как-то невзначай: «Нес медведь, шагая к рынку, на продажу меду крынку…». Как-то, выставив отметки за четверть, Лидия Михайловна спросила, кто хотел бы лучше знать предмет, участвовать в олимпиадах. Несколько человек подняли руки. В том чис- ле и мы с Гульнарой Ахметзяновой. Наша учительница стала отдельно заниматься с нами, давала задания на дом, советовала почитать дополнительную литературу, приносила из дома свои методички, писала с нами диктанты, одним словом, занималась сверх учебного материала. После окончания университета Гульнара уже четверть века преподает русский язык и литературу в казанской гимназии. Да и ваш покорный слуга в свое время получила красный диплом филологического факультета педагогического института. Пишу об этом, прежде всего, в благодарность своему учителю лингвисту, который не просто дал знания, помог избрать правильный вектор, но и не жалея своего личного времени, энергии и сил, занимался с детьми, чтобы подготовить себе достойную смену. Не берусь утверждать, но всетаки в последнее время дополнительное образование –это, прежде всего, дополнительные расходы родителей. Не так ли?

- Лидия Михайловна была учителем от Бога, профессионалом своего дела. Сразу после получения аттестата она устроилась в родную школу в качестве пионервожатой, некоторое время учила детей рисованию, а потом поступила в педагогический институт, который успешно окончила. Долгие годы моя коллега возглавляла методическое объединение учителей русского языка школы. Тогда в нашем учебном заведении трудились восемь преподавателей русского языка и литературы. Мы всегда работали с ней в тесной взаимосвязи, она умела поддержать, подать руку помощи, никогда ни на кого не держала зла, – рассказывает о ней учитель-ветеран, долгие годы преподававшая русский язык и литературу в школе районного центра, Татьяна Еликова. Добавив, что в далеком теперь 1992 году на базе Базарно-Матакской школы провели республиканский семинар, посвященный обучению русскому языку, а газета «Алькеевские вести» даже написала материал, в котором представители Министерства образования республики высоко оценили работу учителя Долгушовой. Мои одноклассники Николай и Геннадий Вассуновы свою любовь к русской литературе объясняют только личностью учителя. «Лидия Михайловна рассказывала интересные сюжеты, а нам хотелось узнать продолжения произведения, его финал. Вот так и пристрастились ходить в библиотеку. За что ей искреннее спасибо», – говорят братья-близнецы. В последние годы наша учительница болела, жаловалась на сердце. Когда заработала программа «ветхое жилье», в ходе которой многие стали получать новые дома на улице Гагарина (Ред. сейчас это улица Хамидуллина), она попросила обменять свою комнату на квартиру побольше, что освободилась в соседнем многоквартирном доме после переезда прежних хозяев. Я тогда работала в администрации, помогла правильно составить обращение к руководителю, напечатала к нему полстранички текста-обоснования. Буквально через неделю учительница переехала в новое жилье, благодарила за содействие, была очень рада такому быстрому решению вопроса. Но через пару дней с жалобой пришла ее пожилая соседка, которая позавидовала расширению площади жилья на 10 квадратных метров, обосновав свое недовольство тем, что свекровь у нее уже совсем старая, а детей нет. На что я этой женщине ответила, что у нее детей очень много, в каждом классе по 25-30 человек, если их всех сложить, то будет сотни, а то и тысячи.

«Операцию на сердце я не смогу выдержать, а врачи советуют», – поделилась как-то со мной Лидия Михайловна. Она умерла в возрасте 59 лет. Этим летом наш класс по обычаю соберется, сходит на местное кладбище, почтит память этой удивительно милой учительницы, которая через свой родной язык и литературу сумела привить не только большую любовь к предмету, но и искреннее уважение ко всему русскому народу. Словно вчера она стоит у доски и цитирует наизусть слова Ивана Тургенева: «…Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».


Источник: http://alki-rt.ru/news/novosti/dolgushova-lidiya-byla-uchitelem-ot-boga-professionalom-svoego-dela

К списку новостей