• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБДОУ Алексеевский детский сад №2 "Зайчик" Алексеевского муниципального района РТ (ликвидация с 05.07.2023 г.)

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422900, Республика Татарстан, Алексеевский район, пгт. Алексеевское, ул. Гоголя, д. 1В
Телефон: +7(843)-412-47-47
E-Mail: Ds2.Alx@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ Алексеевский детский сад №2 "Зайчик"
У нас учатся: 43 ребёнка
У нас учат: 7 педагогов

Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов ДОУ

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге . Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности,  и профессионализма.
Под профессиональным уровнем педагога нами понимается особое свойство систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Педагогический профессионализм определяется также через понятие"педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также выраженная способность эти знания и навыки применять. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
1.      Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2.      Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3.      Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4.      Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Условия для развития профессиональной компетентности воспитателя.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности.
Все это свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.
 Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности воспитателя.
В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к развитию своей профессиональной компетентности можно выделить:
- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;
- адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг);
- способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогической деятельности и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач;
- способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;
- умение анализировать собственную профессионально-педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;
- умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.
Организация системы работы по повышению квалификации педагогов на современном этапе.
Цели:
1. Обновление содержания эффективных методов подготовки педагога нового типа, нового мышления на базе инновационных процессов, которые реализуются в условиях ДОУ.
2. Воспитание педагога с новым мышлением, способного внедрять инновационные процессы в практику работы, достигать новых образовательных результатов, обладающим компетентностным подходом к формированию личности дошкольника.
Задачи:
Способствовать повышению квалификации педагогов путем применения активных форм в работе с ними.
Способствовать изменению мотивации педагога, развитию самосознания, самообразования, самостановления.
Ресурсы:
Информационный
Педагогический
Материально-технический
Планируемый результат:
Изменение позиции педагога.
Повышение  квалификации педагога.
Повышение качества организации воспитательного процесса: форм, методов, подходов в работе педагога с детьми.
 Нельзя не отметить следующее: нововведения встречают сопротивления, обусловленное психологическими и социальными причинами; поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс.
Необходимо избегать давления. Поэтому, здесь важен правильный подход к педагогам со стороны администрации. Важно учитывать психологический фактор и не оказывать давления на участников педагогического процесса. Для этого составляется план работы с педагогами для выяснения их педагогических запросов, предпочтений и условий готовности к переходу на данную деятельность.
Формы и методы активизации педагогов:
        Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы. Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.
        Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность  применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
Коллективные деловые игры
Творческие и проблемные группы
Мастер- классы
Педагогические тренинги
Самообразование
Конкурсы профессионального мастерства
Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОУ.
Обучающие семинары проводятся с целью  повышения  теоретической подготовки воспитателя
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ и календарном планировании старшего воспитателя.
Педагогические тренинги можно  использовать как для развития отдельных педагогических способностей воспитателей, так и для  формирования их устойчивого педагогического мышления.
Диагностика -  позволяет строить работу дифференцированно, с учетом запросов воспитателя.
Деловые игры, по ходу которых используются методы анализа конкретных ситуаций и разыгрывание ролей.
Открытые просмотры видов детской деятельности - позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.
Изучение и распространение передового педагогического опыта  позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Методические объединения - специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на  достижениях науки и  передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение  компетентности  и профессионального мастерства  каждого  педагога, развитие  и повышение  творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение  качества и эффективности образовательной деятельности.
Круглый стол
Конкурсы        
Практикумы
Творческие и проблемные группы педагогов.
Самообразование
Дни открытых дверей
Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Одной из основных задач аттестации является стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников и личностного профессионального роста, повышение эффективности и качества педагогического труда.
В ДОУ №6 постоянно проводятся семинары-практикумы для педагогов. С 1999 по 2011 годы был проведен 31 семинар-практикум. В результате такой планомерной         целенаправленной работы с воспитателями уровень профессионального мастерства наших педагогов повысился , что подтверждено результатами аттестации за 1999-2010 годы.
Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения квалификации воспитателей должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры. Современный воспитатель должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическими тенденциями дошкольного образования.
Что есть портфолио?
        Портфолио педагога – это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения.
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Основными принципами формирования и ведения портфолио являются:
-принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);
-принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
-принцип научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного,  системного подходов);
- принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью: аттестационный и тематический.
Основу каждого из них составляет несколько разделов.
Портрет- общие сведения о педагоге, профессиональный путь, документы об образовании, аттестации.
Коллектор-своего рода копилка материалов и информации.
-тематическое : раздел, содержащий инновационную информацию, связанную с тематикой портфолио;
-аттестационное: материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы, учебно-методической литературы, образовательных технологий, средств педагогической диагностики, тематическая подборка литературы.
Рабочие материалы:
-тематическое: копилка педагогических идей и наработок автора портфолио в процессе практической деятельности и обучения;
аттестационное: методические материалы, участие в метод. работе, опыт работы, участие в конференциях, семинарах.
Достижения, в том числе сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года, результаты диагностик, наблюдений).
Презентация портфолио ставит перед собой цель представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени.