Рабочая программа учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 5–9 классов основного общего образования (далее – Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная (татарская) литература».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
5) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/220 от 2 июня 2020 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением коллегии министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).
Татарская литература, являясь носительницей важных культурных ценностей, смыслов, духовно-нравственных представлений, содействует познанию и усвоению жизненной философии татарского народа, участвует в формировании национального самосознания, самоидентификации и общероссийского гражданского сознания обучающихся.
Предмет «Родная (татарская) литература» выступает одним из основных предметов гуманитарного образования, определяющих уровень интеллектуального и нравственно-эстетического развития личности. Изучение родной литературы способствует познанию жизни и моделированию действительности, создает при помощи изобразительно-выразительных средств художественную картину мира и вызывает определенное отношение к ней, обладает высокой степенью эмоционального воздействия. С литературным образованием связано воспитание читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, а также формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Изучение родной (татарской) литературы в 5–9 классах обеспечивает постижение обучающимися произведений татарской литературы, развитие навыков интерпретации и анализа с опорой на принципы единства художественной формы и содержания; создание условий для развития национального самосознания, осознания этнической принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре, мировоззрении, менталитете, философии своего народа.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной (татарский) язык» и «Литература».
Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к родной (татарской) литературе как существенной части родной культуры, приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям своего народа, а также формирование грамотного читателя, способного использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
– развитие умений комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
– приобщение обучающихся к родной (татарской) литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
– знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с историческим процессом;
– развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной диалогической и монологической речи на татарском языке);
– формирование читательского кругозора;
– формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;
– развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском) языке;
– овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Содержание учебного предмета «Родная (татарская) литература» представлено в программе разделами:
- «Устное народное творчество» (изучение таких произведений устного народного творчества, как сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных), мифы, предания, легенды, малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы и поговорки), татарские народные песни, дастаны, баиты; татарский фольклор представлен в 5–7 классах);
- «Татарская литература по периодам» (рассмотрение литературного произведения как самостоятельного произведения искусства и как одного из звеньев в сложном литературном процессе; изучение татарской литературы в соответствии с этапами ее развития, начиная со средневековой литературы, литературы XVIII века, XIX–XX веков и заканчивая современной татарской литературой; наблюдение за воспроизведением исторических событий в родной литературе, расширение представлений о роли татарской литературы в историческом процессе);
- «Теория литературы» (освоение теоретико-литературных понятий в процессе изучения конкретных литературных произведений: рассмотрение проблемы рода и жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной связью между временем и формами искусства; в 5 классе на примере отдельных произведений изучаются особенности прозы, лирики и драмы; в 6 классе рассматриваются приемы создания образности в произведениях лирики, в жанре рассказа и повести, лиро-эпических, драматических произведениях, а также в произведениях фантастического, автобиографического характера; в 7 классе обучающиеся познают жанровые характеристики рассказа, повести, романа, драмы, лирических и лиро-эпических произведений).
Место учебного предмета «Родная (татарская) литература» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родная литература» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Родная (татарская) литература» отводится 1 час в неделю во всех классах основного общего образования (5–9 классы). Общее количество часов на пять лет обучения с 5 по 9 класс ориентировочно составляет 170 часов, по 34 часа в каждом классе.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана, формируемой участниками образовательных отношений.
|