• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старосаврушская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан/ Татарстан Республикасы Аксубай муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе «Иске Савруш төп гомуми белем бирү мəктəбе»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423068, Республика Татарстан, Аксубаевский район, с. Старые Савруши, ул. Центральная, д. 25
Телефон: +7(843)-444-82-33
E-Mail: sch1207.69@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Старосаврушская ООШ" Аксубаевского муниципального района РТ
Руководитель: Герасимова Ирина Алексеевна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 28 учащихся и 4 воспитанника
У нас учат: 16 педагогов

Родная (татарская) литература

Предмет

Аннотация к рабочей программе

Родная (татарская) литература

Рабочая программа учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 5–9 классов основного общего образования (далее – Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная (татарская) литература».

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1)       Конституция Российской Федерации;

2)    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

3)    Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

4)    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

5)       Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);

6)       Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/220 от 2 июня 2020 г.);

7)       Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением коллегии министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).

Татарская литература, являясь носительницей важных культурных ценностей, смыслов, духовно-нравственных представлений, содействует познанию и усвоению жизненной философии татарского народа, участвует в формировании национального самосознания, самоидентификации и общероссийского гражданского сознания обучающихся.

Предмет «Родная (татарская) литература» выступает одним из основных предметов гуманитарного образования, определяющих уровень интеллектуального и нравственно-эстетического развития личности. Изучение родной литературы способствует познанию жизни и моделированию действительности, создает при помощи изобразительно-выразительных средств художественную картину мира и вызывает определенное отношение к ней, обладает высокой степенью эмоционального воздействия. С литературным образованием связано воспитание читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, а также формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Изучение родной (татарской) литературы в 5–9 классах обеспечивает постижение обучающимися произведений татарской литературы, развитие навыков интерпретации и анализа с опорой на принципы единства художественной формы и содержания; создание условий для развития национального самосознания, осознания этнической принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре, мировоззрении, менталитете, философии своего народа.

Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной (татарский) язык» и «Литература».

 

Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к родной (татарской) литературе как существенной части родной культуры, приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям своего народа, а также формирование грамотного читателя, способного использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.

Задачи изучения учебного предмета:

–              развитие умений комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

–              приобщение обучающихся к родной (татарской) литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

–              знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с историческим процессом;

–              развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной диалогической и монологической речи на татарском языке);

–              формирование читательского кругозора;

–              формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;

–              развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском) языке;

–              овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

 Содержание учебного предмета «Родная (татарская) литература» представлено в программе разделами:

-          «Устное народное творчество» (изучение таких произведений устного народного творчества, как сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных), мифы, предания, легенды, малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы и поговорки), татарские народные песни, дастаны, баиты; татарский фольклор представлен в 5–7 классах);

-          «Татарская литература по периодам» (рассмотрение литературного произведения как самостоятельного произведения искусства и как одного из звеньев в сложном литературном процессе; изучение татарской литературы в соответствии с этапами ее развития, начиная со средневековой литературы, литературы XVIII века, XIX–XX веков и заканчивая современной татарской литературой; наблюдение за воспроизведением исторических событий в родной литературе, расширение представлений о роли татарской литературы в историческом процессе);

-          «Теория литературы» (освоение теоретико-литературных понятий в процессе изучения конкретных литературных произведений: рассмотрение проблемы рода и жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной связью между временем и формами искусства; в 5 классе на примере отдельных произведений изучаются особенности прозы, лирики и драмы; в 6 классе рассматриваются приемы создания образности в произведениях лирики, в жанре рассказа и повести, лиро-эпических, драматических произведениях, а также в произведениях фантастического, автобиографического характера; в 7 классе обучающиеся познают жанровые характеристики рассказа, повести, романа, драмы, лирических и лиро-эпических произведений).

Место учебного предмета «Родная (татарская) литература» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родная литература» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.

На изучение учебного предмета «Родная (татарская) литература» отводится 1 час в неделю во всех классах основного общего образования (5–9 классы). Общее количество часов на пять лет обучения с 5 по 9 класс ориентировочно составляет 170 часов, по 34 часа в каждом классе.

Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана, формируемой участниками образовательных отношений.