МБДОУ «Карасинский детский сад» Аксубаевского муниципального района РТ (реорганизация)
Визитная карточка
Адрес: | 423058, РТ, Аксубаевский муниципальный район, д.Караса, ул.Кирова, д.37 |
Телефон: | +7(843)-444-77-13 |
E-Mail: | detsadkarasa@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ «Карасинский детский сад» |
У нас учатся: | 12 детей |
У нас учат: | 2 воспитателя |
Как организовать игру детей дома?
Наблюдая за малышами нетрудно заметить, что ребенок, умеющий играть, не капризничает, может, хотя и ненадолго, заняться интересным и полезным для себя делом. Он доверяет взрослому, любит с ними общаться, разговаривать. Такой ребенок любопытен, его интересуют дела и разговоры взрослого, он необыкновенно активен: в повседневной жизни малыш готов стирать, гладить, мыть посуду с мамой, заводить машину с папой, а когда взрослые ему этого не разрешают, то он без капризов переходит к игре (понарошку стирает, гладит, водит машину). Дети, умеющие играть, эмоционально отзывчивы, жизнерадостны. Они живут полнокровной, счастливой жизнью и, наоборот, дети, которые не умеют играть, требуют постоянного внимания и участия взрослого во всех занятиях. Такие дети часто раздражаются, капризничают, бывают вялыми, равнодушными. Их немногочисленные игры однообразны, неинтересны. Контакт со старшими у них нарушен: они затрудняются спросить, не умеют говорить с взрослыми, не доверяют им, становятся замкнутыми.
Еще Антон Семенович Макаренко указывал, что каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет. Действительно, в хорошей игре ребенок получает многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее выполнения, довести дело до конца, представить и почувствовать, что думают и переживают другие, вместе с ними дружно решать общие задачи. Доброе, внимательное отношение к окружающим, творческая активность закрепляются в ребенке на всю жизнь. Дети, которые научились играть дома, спокойнее привыкают к детскому коллективу. Уже с полутора лет они умеют играть, не мешая сверстникам, рядом с ними, а позднее охотно вступают в совместные игры.
Некоторые родители, соглашаясь с тем, что игра – это доступное и увлекательное занятие, высказывают мнение, что она менее серьезна и полезна для ребенка, чем просмотр книг, детских телепередач или участие в трудовых действиях. Но развитие детей в дошкольные годы зависит от того, как и во что они играют. В игре воспроизводится окружающая малыша действительность, отражается понимание ими природы, мира взрослых.
Полезная для ребенка игра сама по себе не организуется. Помочь малышу овладеть этим сложным и серьезным для него делом должны старшие: не только взрослые, но и братья, сестры, другие дети. Дошкольников приобщают к игре с первых лет их жизни. Игра имеет свои законы развития и в каждом возрастном периоде у детей свое понимание мира, свои возможности отражения его в игре. Взрослые должны это учитывать, когда вмешиваются в игру ребенка. Прежде всего, надо ждать, что игра с раннего возраста формируется взрослыми, как детская самостоятельная деятельность: хозяином положения в игре должен быть ребенок, а не взрослый. Руководство игрой со стороны взрослых должно быть особенно вдумчивым, тактичным, неназойливым. Придерживаясь в повседневной жизни правила: Не делать за ребенка того, что он может сделать сам», необходимо следовать ему и в игре. Несоблюдение этого правила отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.
Воспитателям и родителям пришлось приложить немало усилий, чтобы научить Сережу спокойно относится к тому, что старшие уделяли внимание не только ему, но и другим детям, заниматься чем-либо самостоятельно в присутствии взрослых.
С первых месяцев жизни ребенка приучают не только наблюдать за окружающим, вызывать его на «разговор», но и дают малышу возможность активно играть с игрушками, исследовать самостоятельно неопасные для него предметы. Это полезно для формирования личности ребенка и создает в семье, где обычно за малышом ухаживает один взрослый, здоровую, спокойную атмосферу. Воспитанный таким образом ребенок может играть самостоятельно, а мама, выполняя неотложные домашние дела, не станет волноваться за него.
Дети второго года жизни удивительно непоседливы. Научившись самостоятельно ходить, они получают возможность подходить к ранее недоступным им предметам, пытаются всюду забраться. Это причиняет родителям много беспокойства, но необходимо предоставить ребенку больше возможности в присутствии взрослых свободно двигаться как на улице, так и в помещении. На втором году жизни дети не только совершенствуют ходьбу, но и начинают овладевать рядом новых движений: прыжками, лазаньем. Бросанием. Упражняясь в выполнение разнообразных движений, ребенок становится более ловким, выносливым. Движение способствует его общему физическому развитию.
Комнату, где играет малыш, не следует загромождать мебелью, иначе он не сможет ходить, не наталкиваясь на вещи. На виду у ребенка должен быть детский стул или скамеечка, на которых, можно было бы отдохнуть.
Для развития движения детям можно предложить игрушки-каталки, коляски, крупные машины, вожжи, мячи, обручи. Взрослый, предлагая игрушку ребенку, показывает, как играть с ней, или сам играет с малышом. Например, взрослый организует игру в лошадку, используя вожжи с бубенчиками, предлагает малышу пролезть в вертикально поставленный обруч (как бы приглашая малыша в домик) или перешагнуть через него, когда обруч лежит на земле. Он советует пройтись по доске как по дорожке, прокатить мяч и поймать его. Первые совместные игры способствуют развитию общих движений, поднимают эмоциональный тонус детей.
Гуляя с малышом по улице, следует учить его преодолевать небольшие естественные препятствия. Например, можно предложить ему ходить не только по асфальту, но и по земле, показать, как перешагнуть через палку, спуститься с барьера, подняться на невысокую горку. Эти действия ребенок охотно выполняет вначале вместе с взрослыми, а потом самостоятельно, радуясь, каждому вновь приобретенному умению. Родители должны постоянно держать ребенка в поле зрения, но не опекать его на каждом шагу, а подбадривать при неудачах. Не стоит огорчаться, увидев запачканные руки или одежду малыша. Неправильно поступают те родители, которые в качестве наказания за испачканные вещи запрещают ребенку двигаться. От этого ребенок становится еще более беспокойным и упрямым. Не следует запрещать ребенку двигаться, а терпеливо учить его выполнять движения правильно и аккуратно, отвлекая его от нежелаемых движений не запретом, а переключением на другую, более содержательную игру. Ходьбой, движением занята большая часть бодрствования ребенка второго года жизни. Иногда малыш, не замечая усталости, продолжает двигаться, утомляясь еще больше. Родителям надо следить, чтобы движения у ребенка не были однообразными. Следует своевременно переключать его внимание на более спокойные игры и занятия, необходимые для умственного развития.
В конце второго года жизни дети начинают рисовать карандашом на бумаге, мелом на доске, палочкой на песке, асфальте. Хорошо, если старшие будут вместе с ребенком рисовать простые, доступные пониманию ребенка предметы, посоветуют и помогут малышу нарисовать ленточки или дождик (наносить на бумагу цветные полоски или пятна). Конечно, занятия рисованием пока еще кратковременны (5-7 мин.), но полезны для развития у ребенка чувства прекрасного. Рисование успокаивает ребенка после подвижных игр, учит наблюдательности.
Помогает ребенку отдохнуть и развеселиться детские шутки и прибаутки, игры с веселыми сюрпризами и заводными игрушками. Малыши любят катать забавные каталки, крутить юлу, укладывать Ванька-встаньку.
Играя с предметами, дети раннего возраста подражают соответствующим действиям взрослого. Например, Юля (1г.7м.) неотрывно следит, как папа читает газету. Затем сама берет ее и тоже «читает», то есть отображает в игре то, что она наблюдала. Первые отобразительные игры, в которых ребенок, подражая взрослому, учиться самостоятельно и по назначению обращаться с разнообразными предметами, необходимо поддерживать и развивать.
Таким образом, дети второго года жизни занимаются многим: ходьбой, играми подвижного и обучающего характера, рассматриванием книги и наблюдением окружающего, рисованием, отобразительной игрой, играми с песком, водой – летом, снегом – зимой.
Такую разнообразную деятельность в раннем детстве организует взрослый. Он создает условия для игры, тактично учит играть, чередует в течение дня спокойные игры с подвижными, своевременно переключает внимание ребенка с одной игры на другую, если замечает, что ребенок утомился от однообразной деятельности, а сам найти другое занятие не может.
Предметом особой заботы родителей должна быть детская самостоятельная игра, в которой отображается все знания и впечатления детей. На первый взгляд такая игра как будто, возникает и развивается независимо от вмешательства родителей. Но только в семье, где бережно относится к формированию познавательных интересов, активности ребенка, может быть создан комплекс условий для развития игры.
Игра ребенка становится разнообразнее и самостоятельнее по мере познания им окружающих предметов, природы, отношений людей. Малыш познает мир, активно действуя. Поэтому важно привлекать его в доступной форме к равноправному участию в повседневных делах, которыми заняты взрослые. Ошибаются те взрослые, которые отстраняют детей от дел. Например, мама моет пол. Полуторагодовалая дочка также сосредоточенно берет тряпочку и начинает ей помогать. Мама возмущается: дочка мешает, а главное – запачкается. Так ребенка приучают быть посторонним наблюдателем. Постепенно он теряет интерес ко всему, что происходит дома, в жизни взрослых, деловой контакт между ребенком и взрослым не устанавливается. Незнание жизни, отсутствие интереса к ней не создает почву для возникновения игры. Иначе чувствуют себя дети в семье, где оберегается детская активность, где продуманно относятся к посильному участию детей в жизни семьи. Например, на даче бабушка стирает платье внучке, а рядом в маленьком тазике внучка стирает платье своей кукле. Обе увлечены, довольны, улыбаются, разговаривают по делу, не остыла ли вода, достаточно ли мыла и др.
Дедушка обращается к двухлетнему внуку с просьбой помочь ему отыскать очки. Они вместе ищут. Мальчик находит их первым. Дедушка вскользь замечает: «Как же ты проедешь на машине, если разлилась река?» Мальчик подхватывает идею: строит мост, дорогу, осторожно везет пассажиров.
Девочка остановилась с куклой, задумалась: «Что это у тебя дочка невеселая, не заболела ли?» - спрашивает мама. Так началась новая игра, в которой нетрудно узнать и ласковую, заботливую маму, ухаживающую за больной дочкой, и строгого доктора.
В раннем возрасте игра начинает формироваться в виде индивидуальной деятельности детей. С приобретением игрового опыта двухлетние дети с удовольствием играют вместе. Особенно ценна игра детей, разных возрасту. Старшие дети лучше понимают игру малышей, охотно включает их в свою игру, быстро оценивают детские возможности. Малыши в свою очередь благодарны им за доверие и равноправие, стараются не уронить своего достоинства, поражает иногда даже родителей своей выдержкой, находчивостью и сообразительностью, проявленными в совместных играх со старшими детьми.
Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется со стороны взрослого. Становясь старше, ребенок нуждается в более тонком вмешательстве в его игру. Малыш, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.