• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Радуга" Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Аксубай муниципаль районы мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе "Радуга" балалар бакчасы

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423060, Республика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, пгт Аксубаево, ул.Романова, д.20
Телефон:
E-Mail: radugaaks@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад" Радуга"
Руководитель: Гайфуллина Гульназ Юнусовна
Год основания учреждения: 1995
У нас учатся: 116
У нас учат: 13

Как бороться с детскими страхами

В основном детские страхи совершенно необоснованны и не связаны с реальной угрозой. Многие родители относятся к детским страхам как  к детским капризам и даже наказывают  за них. Это  в корне неправильно и даже очень опасно.

Многие родители думают, что дети боятся всякого вздора. Они могут испугаться  появлению незнакомого человека, сильного шума, увидев  кошку или собаку.  Некоторые малыши  могут испугаться увидев клоуна  в цирке. Можно перечислить множество других примеров.

Ученые считают, что в конечном итоге источником страха  является инстинктивная настороженность, влияние социальной среды. Причина страха в сознании, а не конкретных  ситуациях, которых боится ребенок. Страхи завися  от жизненного опыта ребенка , чем старше от становится , тем меньше  побуждений видеть в вещах что-то страшное.

Страх - одна из основных эмоций, свойственных людям. В нем нет ничего противоестественного. Взрослые должны с уважением относится  к страхам  детей. Поэтому лучшей тактикой поведения со стороны родителей будет мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем запугивание, чтение морали и "взрослый" подход решения к проблеме: "Я не вижу, значит ничего нет". С некоторыми страхами, особенно "возрастными", часто можно справиться и самим, не прибегая к помощи специалистов. Такие страхи могут развеяться просто лишь при переключении внимания на что-то интересное для ребенка. Вовлекайте его в разнообразные игры, занимайте интересной для него деятельностью и конечно же любите, уважайте и демонстрируйте уверенное поведение и гармонию.

Один из самых эффективных способов избавиться от страхов - ИГРА. Вообще, игра в психотерапии, как и в развитии личности ребенка, занимает огромную нишу. Игру можно рассматривать как один из методов психотерапии и психокоррекции. Игры бывают предметные, ролевые, смешанные (предметно-ролевые), спонтанные и организованные (направленные). Пример предметной игры - игра с машинкой, ролевой игры - игра в шофера. Смешенной игрой будет игра с машинкой и воображение себя водителем. Спонтанная игра свободна от правил, точнее содержание игры строят дети, а в организованной существует набор правил.

Игра хороша тем (в психотерапевтическом смысле), что позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, а так же отреагировать на них, эмоционально очиститься. Подобное возможно, как в спонтанной игре (предметной, ролевой или смешанной), когда ребенок бессознательно будет проигрывать беспокоящие его вещи, события, а так же в организованной игре, например психологом на какую-то конкретную тему. Здесь существует масса ванных моментов, и при серьезных случаях лучше довериться психологу ил психотерапевту.

Также стоит упомянуть рисование как один из методов работы со страхами. Рисование, как и игра активно используется психологами при работе с детьми. Рисуя объект страха, проходя через определенные стадии он постепенно теряет свою " ужасность", становится эмоционально менее значимым или значимым со знаком "+".

В "чемоданчике" психолога есть еще много способов работы со страхами. Их можно визуализировать, их можно лепить из пластилина или глины, с ними можно общаться, проигрывая в сказках и маленьких сценках (психодрама), про страхи можно сочинять сказки со счастливым концом и много всего другого.

Далее я бы хотела привести некоторые конкретные рекомендации в борьбе со страхами (опыт моих учителей-наставников и мой личный :), которые я активно использую в своей практической работе и рекомендую пациентам (клиентам), когда страх, как самостоятельная проблема или как симптом (признак) чего-то другого имеет место быть в их жизни или в жизни их близких.

Если ребенка беспокоят ночные страхи и кошмары.

• Постарайтесь создать хорошее настроение перед сном;

• Если ребенка беспокоят ночные кошмары и он не помнит, что ему снилось, не стоит обсуждать это ни с ним, ни при нем;

• Если ночные кошмары возникают в определенное время сна, то перед этим надо разбудить ребенка и положить спать обратно;

• Если время кошмара не обозначено, то можно разбудить через 20 минут после засыпания и положить спать вновь;
• Если ребенок помнит, что ему снилось (кошмар), то включаем на ночь ночник и обсуждаем сон. Желательно увеличить продолжительность сна на час больше вечером/утром + дневной сон. Очень хорошая "поддержка" мягкая игрушка, которая должна быть выбрана вместе с ребенком, как хранитель от страхов во сне. Обговариваем это с ребенком. Объясняем, что она (игрушка) будет оберегать его от всяких страшных снов и пр. Еще отличный вариант "ночной поддержки" - "волшебная пижама". Вместе с ребенком выбирается и покупается готовая пижама, обязательно "волшебная", в которой будет хорошо спаться. Дома можно будет добавить к ней элемент защиты: волшебную ленточку, значок, вышить что-то и пр. Похожее можно сделать и из простой белой футболки, только этот путь требует больше фантазии и он подходит больше подросткам, особенно при страхах насилия. Обычную белую майку можно разрисовать, обшить цветными пуговицами, сделать вышивку и мн. др. Это должен делать сам ребенок или с помощью взрослого. Проговаривается, что это как оберег, который обладает охранными свойствами. Для человека, особенно ребенка, находящегося в дисгармоничном состоянии, напуганного, это может оказаться мощной защитой!
• От объектов страха, например от чуда-юда, который "приходит" в детскую, от ночных кошмаров, можно строить "ловушки от страшных снов". Это может быть гениальное сооружение, рожденное инженерной мыслью, с использованием стульев, коробок, сетки, бумаги, ткани. Можно повесить "нечто" на окно, например паутину из туалетной бумаги или еще что-то. Побрызгать "волшебной" водой, проветрить комнату (особенно при страхе душ умерших). Одним словом, фантазируйте, фантазируйте, фантазируйте!

• При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну и теплая грелка (можно заменить бутылкой) в постель;

• Поддержка и тепло родителей, близких, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами. Исполнение данной рекомендации особенно важно при действительно тяжелых страхах и ночных кошмарах, как следствие психотравмирующего события. Давайте понять ребенку, что Вы вместе справитесь с проблемой, что МЫ, это действительно МЫ - ты и я!

• При дневных и ночных страхах, для избавления от них, нужно приблизить объект страха к реальности. Например, можно прочитать про ЭТО в книге, энциклопедии, придумать, вылепить, чтобы потрогать, изучить страх.

• При страхах пустых помещений кладем фонарик под подушку, в комнату заходим маленькими шажками, постепенно.