• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ/ТР Сарман муниципаль районының муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе " Җәлил гимназиясе"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423368, Российская Федерация, Республика Татарстан, Сармановский район, п.г.т. Джалиль, улица Ахмадиева, дом 39а.
Телефон: +7(855)-593-16-93
E-Mail: dzalilsch3@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ «Джалильская гимназия»
Руководитель: Булатова Гульнара Назифовна
Год основания учреждения: 2003
У нас учатся: 554 учащихся
У нас учат: 38 педагогов

Дом без наркотиков

Основные биологические факторы риска злоупотребления ПАВ

 

Генетическая предрасположенность:

- наличие у несовершенно летнего отца, матери, брата или сестры больных алкоголизмом или наркоманией;

- наличие алкоголизма и наркомании у более отдаленных родственников;

Нейрофизиологическая предрасположенность:

- выраженная межполушарная ассиметрия с подавлением активности  правого полушария головного мозга;

- снижение или полное отсутствие волны Р300 коркового вызванного потенциала;

- истощенность нейромедиаторных систем;

- степень изначальной толерантности;

Психопатологические факторы:

- психические расстройства и заболевания;

- депрессивные расстройства;

- маниакальные расстройства;

- амотивационные расстройства;

- патология волевой деятельности – компульсивность;

- синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

 

Индивидуально-психологические факторы риска злоупотребления психоактивными веществами в младшем школьном возрасте

 

1.     Негативная «Я-концепция ребенка» (заниженная самооценка, формирование «комплекса неудачника», преобладание мотивации избегания неудач), сформировавшаяся под алиянием неадекватной оценки взрослыми личности ребёнка.

2.     Усвоение наркогенных паттернов поведения в результате подражания негативным моделям.

3.     Несформированность дифференцированных нравственных критериев и норм поведения.

4.     Недостаточная развитость коммуникационных навыков, что затрудняет процесс адаптации в школе и социализации в целом.

5.     Неумение или невозможность, из-за давления со стороны взрослых, проявить инициативу.

6.     Неуспешность в учебной деятельности, школьная дезадаптация.

 

Основные индивидуально-психологические факторы риска приобщения к ПАВ в подростковом возрасте

 

Поведенческая сфера:

-         гипертрофированные поведенческие реакции;

-         недостаток самоконтроля над поведением;

-         неспособности к межличностному общению;

-         чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих;

-         неспособность к самостоятельному принятию решений;

-         склонность к рискованному поведению;

-         привычка уклоняться от жизненных трудностей;

-         неадекватные стратегии коппинг-поведения;

-         личный опыт проб ПАВ;

Мотивационно-потребностная сфера:

2.     неадекватное удовлетворение потребностей подростком;

3.     любопытство;

4.     высокая потребность в поиске ощущений;

5.     расторможенности сферы влечений;

6.     разрыв между сформировавшимся высоким уровнем притяэаний и возможностью их реализации;

Эмоциональная сфера:

-         стремление к избеганию агрессивных переживаний;

-         низкая фрустрационная толерантность;

-         тревожно-мнительные черты характера;

-         частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях;

-         длительное пребывание в стрессовых ситуациях;

-         гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям;

-         стремление избегать нежелательные эмоциональные состояния и скуку;

-         несформированность чувств привязанности;

-         алекситимия;

Характерологическая сфера:

1.     акцентуация характера (неустойчивый тип, эпилептоидный тип, гипертимный и др.);

Когнитивная сфера:

1.     проблема интересов;

2.     низкий интеллектуальный уровень;

3.     высокий интеллектуальный уровень;

Сфера «Я-концепции»

-         проблемы с индентификацией;

-         низкая самооценка;

-         низкое самоуважение;

-         «комплекс неполноценности»;

Духовная сфера:

-         проблемы самоопределения личности.

 

Нарушения семейных взаимоотношений,

повышающие риск первых проб ПАВ

Реализация семейных функций:

-         отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;

-         насилие в семье;

-         снижение функции социального контроля. А также неадекватные формы её реализации, в том числе в связи с аддиктивным и антисоциальным поведением родителей;

-         нарушение эмоциональных отношений, неуважительные, взаимотвергающие отношения в семье;

-         невовлечённость членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений и т.д.;

Супружеские взаимоотношения:

-         затяжные, стойкие конфликты между родителями;

-         преодоление родителями разногласий между собой через реализацию различных форм аддиктивного поведения («заключение мира» в процессе совместного распития спиртного, «уход» в работу, гемблинг и т.д.);

-         «втягивание»  ребёнка в супружеские конфликты: использование его в качестве «аргумента» при выяснении отношений несогласованность родительских позиций;

Родительско-детские взаимоотношения:

-         расширение сферы родительских чувств;

-         предпочтение детских качеств в подростке;

-         проекция на ребёнка нежелаемых качеств;

-         неразвитость родительских чувств;

-         гипер- и гипопротекция;

-         недостаточность требований, предъявляемых к подростку;

-         неустойчивость и противоречивость стиля воспитания;

-         конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества в родительско-детских отношениях, директивность и вспыльчивость;

-         низкий авторитет родителей в глазах подростка;

-         чрезмерная концентрация родителей на ребёнке, либо, напротив, излишнее дистанцирование от него;

-         недостаточная или патологическая привязанность.

 

Факторы, провоцирующие продолжение наркотизации

 

Супружеские отношения и структура семьи:

-         острый кризис супружеских отношений, вплоть до развода;

-         формирование коалиций внутри семьи;

-         перевёрнутая иерархия, перераспределение власти в семье в связи с манипулятивным отношением подростка к родителям;

-         нарушение внутренних и внешних границ семьи;

Родительско-детские отношения:

-         синдром родительской реакции на наркотизацию ребёнка;

-         отвержение родителями воспитательного стиля друг друга;

-         максимальная напряжённость и конфликтность отношений;

-         нарушенные стили родительского отношения по типу гиперпротекции или гипоопеки;

-         деструктивные семейные роли и стратегии созависимого поведения;

-         наличие правил: «не говори», «не чувствуй», «не доверяй», «контролируй свои чувства».

 

Основные макросоциальные факторы риска приобщения к ПАВ:

-         доступность психоактивных веществ;

-         ухудшение социально-экономической ситуации в стране;

-         аномия;

-         ценностный плюрализм;

-         затруднение процесса социализации современных подростков;

-         мода на употребление психоактивных веществ;

-         несовершенство правовой базы в отношении степени ответственности, грозящей потребителю ПАВ;

-         традиции общества, связанные с употреблением ПАВ;

-         наркогенная субкультура;

-         состояние психологической депривации на макросоциальном уровне;

-         нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением индивида;

-         рост безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;

-         отсутствие альтернатив употребления ПАВ для детей и молодёжи.

 

Основные факторы риска злоупотребление ПАВ, связанные со школой, досугом и сверстниками

 

Школа:

-         употребление ПАВ в образовательном учреждении;

-         раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении;

-         хроническая академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в младшей школе;

-         конфликтные отношения с педагогами и сверстниками, недоброжелательный климат в школе;

-         частая смена школ;

-         неспособность справиться с общественными задачами, общественная пассивность;

-         частые пропуски, прогулы занятий;

-         неопределённая позиция школы в отношении наркотиков и других психоактивных веществ;

-         неподготовленность школьного персонала в отношении проблемы;

-         попытка педагогического коллектива проводить профилактическую работу, используя модели запугивания и устрашения;

-         доступность наркотиков и алкоголя в школе;

Окружение, сверстники:

-         наличие в ближайшем окружении ребёнка или подростка лиц, употребляющих ПАВ, или лиц с девиантным поведением;

-         одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребёнка;

-         отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками;

-         принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми.