• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МАДОУ "Детский сад №372 комбинированного вида с татарским языком обучения и воспитания" Московского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420102, РТ, г. Казань, ул. Галимджана Баруди, д. 15
Телефон: (843) 555-25-04, (843)554-32-25
E-Mail: Ds372.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад №372" Московского района г.Казани
Руководитель: Габидуллина Алсу Фидаилевна
Год основания учреждения: 1982
У нас учатся: 234
У нас учат: 26 педагогов

Внедрение УМК

Наш детский сад реализует новый

учебно-методические комплект (УМК).

В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты(УМК) по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий.

По окончании начальной школы все дети свободно владеют  двумя государственными языками Республики Татарстан.

  Программа

n  Аудиоматериалы

n  Диагностика

 

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по новому учебно-методическому комплекту (УМК),

 4-5 лет

АКТИВ СҮЗЛӘР (активный словарь)

 

Бабай – дедушка                              Әби – бабушка

Әти - папа                                         Әни – мама

Кыз – девочка                                   Малай – мальчик

Мин – я                                              Рәхмәт – спасибо

Исәнме – здравствуй                        Исәнмесез – здравствуйте

Сау бул – до свидания                     Сау булыгыз – до свидания

Эт – собака                                        Песи – кошка

Әйе – да                                             Юк – нет

Әйбәт – хорошо                                Ю – мой, стирай

Ипи – хлеб                                        Алма – яблоко

Сөт – молоко                                    Чәй – чай

Мә – на                                              Бир – дай

Аша – ешь                                         Эч – пей

Тәмле – вкусный                               Матур – красивый

Зур – большой                                   Кечкенә – маленький

Пычрак – грязный                            Чиста – чистый

Кил монда – иди сюда                      Хәлләр ничек? – Как дела?

Утыр –садись                                    Уйна – играй

Туп – мяч                                           Курчак – кукла

Куян – заяц                                        Аю – медведь

Бер – один, раз                                  Ике – два

Өч – три                                             Дүрт – четыре

Биш - пять

ПАССИВ СҮЗЛӘР (пассивный словарь)

 

Утырыгыз - садитесь                       Басыгыз - встаньте

Ал – возьми                                      Бу кем? – Это кто?

Кем юк? – Кого нет?                       Син кем? – Ты кто?

Кем анда? – Кто там?                      Ничә? – Сколько?

Нинди? – Какой?                                        

 

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку

по новому учебно-методическому комплекту (УМК),

5-6 лет

АКТИВ СҮЗЛӘР (активный словарь)

Кишер – морковь                               Алты – шесть

Суган - лук                                         Җиде – семь

Кыяр – огурец                                    Сигез – восемь

Кәбестә – капуста                              Тугыз – девять

Бәрәңге – картофель                          Ун – десять

Нинди – Какой?                                  Кызыл – красный

Баллы – сладкий                                 Сары – жёлтый

Ничә – Сколько?                                 Яшел – зелёный

Кирәк – надо                                        Зәңгәр – синий

Юа – стирает                                       Күлмәк – платье

Нәрсә кирәк? – Что надо?                  Чалбар – брюки

Аш – суп                                              Ки – одевай

Ботка – каша                                       Сал – снимай

Кашык– ложка                                    Яратам – люблю

Тәлинкә – тарелка                              Бар – есть

Чынаяк– чашка                                   Чәй – чай

Йокла – спи                                         Өстәл – стол

Бит– лицо                                            Урындык – стул

Кул – рука                                           Карават – кровать

                                                                      

ПАССИВ СҮЗЛӘР (пассивный словарь)

 

Бу нәрсә? – Это что?                 Хәерле көн – Добрый день

Нәрсә бар? – Что есть?             Күп – много                      

 

 

Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку

по новому учебно-методическому комплекту (УМК),

6-7 лет

АКТИВ СҮЗЛӘР (активный словарь)

Син кем? –Ты кто?                            Хәерле көн – Добрый день

Тычкан – мышка                                Бу кем? – Это кто?

Бу нәрсә? – Это что?                         Нишли? – Что делает?

Йоклый – спит                                   Утыра – сидит  

Ашый – ест, кушает                          Эчә – пьёт

Нишлисең? – Что делаешь?             Ашыйм – ем, кушаю

Эчәм – пью                                        Уйный – играет

Уйныйм – играю                               Утырам – сижу

Барам – иду                                        Кая барасың? – Куда идёшь?

Син нишлисең? –Ты что делаешь? Сикер! – Прыгай!

Сикерәм – прыгаю                            Сикерә – Прыгает 

Йөгерә – бежит                                  Йөгер! – Беги!

Йөгерәм – бегу                                  Чәк-чәк – чак-чак

Өчпочмак – треугольник                  Яшь – молодой

Бүре – волк                                         Керпе – ёж

Тавык – курица                                  Әтәч – петух 

Төлке – лиса                                      Үрдәк – утка 

Чана – санки                                       Шуа – катается, катится

Шуам – катаюсь                                 Бие! – Пляши! Танцуй!

Бии – пляшет, танцует                      Биим – Пляшу, танцую

Ак – белый                                         Кара - чёрный

Җырла! – Пой!                                   Җырлыйм – пою

Китап укый – читает книгу              Рәсем ясыйм – рисую

Зур рәхмәт – большое спасибо        Укыйм - учусь

Дәфтәр – тетрадь

ПАССИВ СҮЗЛӘР (пассивный словарь)

Нәрсә яратасың? – Что любишь?

 

Ягымлы сүзләр - Вежливые слова!

Исәнмесез!                      Здравствуйте!

Сәлам!                               Привет!

Хәерле иртә!                     Доброе утро!

Хәерле көн!                      Добрый день!

Хәерле кич!                     Добрый вечер!

Рәхим итегез!                 Добро пожаловать!

Хәлләрегез ничек?         Как у вас дела?

Рәхмәт!                            Спасибо!

Гафу итегез!                    Извините!

Керергә мөмкинме?       Можно войти?

Бәйрәм белән!                 С праздником!

Ашыгыз тәмле булсын! Приятного аппетита!

Сәламәт булыгыз!          Будьте здоровы!

Сау булыгыз!                  До свидания!

 

Внедрение новых УМК по обучению детей

государственным языкам РТ в ДОУ

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.

 

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.

 

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, которые были разработаны экспертами, представил министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. «Когда мы проанализировали проблемы в изучении языков, то поняли, что как русский, так и татарский, а в дальнейшем и английский языки преподаются как филологические дисциплины. Это глубочайшая ошибка. Мы хотим сделать так, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте», - заявил глава Минобрнауки РТ.

 

По его словам, если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. «Говоря о новой методике преподавания, мы симметрично говорим о русском языке для татароязычных семей и татарском языке для детей из русскоязычных семей. Важно, чтобы все дети хорошо владели обоими языками», - подчеркнул министр.

 

Планируется, что в Татарстане дети возрастом 4-5 лет должны владеть 62 словами на татарском и русском языках, а уже в 4 классе школы в их словарном запасе должно быть 1167 слов. Премьер-министр республики поинтересовался у участников встречи, почему именно такое количество слов должно быть в арсенале школьников. Как выяснилось, за основу были взяты сложившиеся в мире методики преподавания языков.

 

Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә” для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.

 

В каждом выпуске ведущая программы, веселая и заводная Гульчачак, вместе с симпатичными героями, в увлекательной игровой форме знакомит маленьких зрителей с новыми словами, культурой и традициями татарского народа. Важнейшими элементами программы являются интерактивные развивающие задания, которые вовлекают в тематические игры как детей в студии, так и малышей у телеэкранов, что способствует развитию речи, словарного запаса, а главное — интереса к изучению татарского языка и формированию основ поликультурной личности.

 

В телепередачах использованы новые развивающие образовательные технологии изучения татарского языка как средства общения. Хронометраж программы — 10 минут, что соответствует оптимальной продолжительности просмотра телепередачи, рекомендованной детскими специалистами. Программа подготовлена по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан при содействии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.

 

Смотрите новую программу «Әкият илендә» с 5 февраля по по воскресеньям в 9:30 на телеканале ТНВ! Если же у вас нет возможности посмотреть телевизионную версию передачи, тогда вы cможете увидеть или скачать выпуск передачи «Әкият илендә» на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан.

 

Кроме того, на татарский язык было переведено 8 популярных мультфильмов, создан комплект из 3 дисков с музыкальными сказками и детскими песнями.  

 

Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:

 

1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны;

 

2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством  Зариповой Зифы Мирхатовны;

 

3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телдә сөйләшәбез», творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны;

 

4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасыавазларны уйнатып» (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна.

 

«Изучаем русский язык» С.Гаффарова

 

Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.

 

Пособие для воспитателей содержит примерное распределение программного материала по темам, где выделены лексика, речевые образцы, микродиалоги, песни и стихи, каждая тема рассчитана для работы от 3 до 5 недель. Изложение материала каждой темы начинается с формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы. Приводятся необходимые для работы наглядные пособия. Тематический принцип планирования занятий позволяет легче контролировать  запас приобретенной лексики и речевых структур. Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т.д.

 

Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-5 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.

 

«Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» З.Зарипова

 

Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей : “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

 

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.

 

«Туган телдә сөйләшәбез»  Ф.Хазратова, З.Шәрәфетдинова, И.Хәбибуллина

 

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

 

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

 

В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Туган телдә сөйләшәбез». Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин. 

 

Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез”  - формирование  правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.

 

УМК “Туган телдә сөйләшәбез”  разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается  в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы,  развитии связной речи.

 

Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности  развития детей, которые  учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

 

В пособии предлагается перспективное планирование образовательной деятельности детей первой младшей группы, которое включает тематику образовательной деятельности, задачи (развивающие, воспитательные, образовательные), структуру и средства обучения и воспитания. Перспективное планирование даётся в удобной табличной форме, которое позволит педагогам ДОУ чётко вести образовательную деятельность с детьми. Оно разработано в соответствии с тематическим принципом: «Детский сад», «Осень», «Я-Человек», «Мое окружение», «Зима», «Новый год», «Папы и мамы, дедушки и бабушки», «Народное творчество», «Весна», «Лето».  Два раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей. Также разработаны конспекты образовательной деятельности. Образовательная деятельность детей организовывается с учётом Федеральных Государственных требований к структуре ООП дошкольного образования. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.

 

«Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып»,

 

В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.

 

Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып».

 

«Раз - словечко, два