• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черемшанская кадетская школа - интернат имени Героя Советского Союза И.Н.Конева»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423100, Республика Татарстан, Черемшанский район, с. Черемшан, ул. Советская, д.46
Телефон: +7(843)-962-27-82
E-Mail: Rafael.Suleymanov@tatar.ru, kadet-pu@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: ГБОУ "Черемшанская кадетская школа - интернат"
Руководитель: Сулейманов Рафаэль Габдулхаевич
Год основания учреждения: 2008
У нас учатся: 153
У нас учат: 26

Уч пособия по антикорр работе

Методические рекомендации по использованию в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Республики Татарстан учебно-методических пособий
по антикоррупционному воспитанию обучающихся
 
В общеобразовательных учреждениях  Республики Татарстан в рамках  осуществления «Национальной стратегии противодействия коррупции Российской Федерации» и «Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 – 2011 гг.» продолжается работа в области антикоррупционного образования. В настоящее время появляется возможность перевести её на более широкую учебно-методическую основу. Специалистами подготовлен ряд изданных учебных и методических  пособий по соответствующей тематике. В их числе:
 - К.Ф. Амиров. Антикоррупционное и правовое воспитание: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань, 2010.
- Р.Р. Замалетдинов, Е.М. Ибрагимова, Д.К. Амирова. Формирование антикоррупционной культуры у школьников: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – Казань, 2010 (на русском и татарском языках).
- И.В. Сафронова, И.М. Фокеева. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие/Науч. рук.: В.И.Пискарёв. – Казань, 2010.
- Л.Е. Кириллова, А.Е. Кириллов Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: Метод. пособие. – Казань, 2011 (на русском и татарском языках).
Первые два пособия адресованы обучающимся, третье – обучающим, четвёртое – руководителям образовательных учреждений. Вместе они составляют учебно-методический, информационный ресурс антикоррупционного образования, который важно эффективно использовать.
Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении должна стать антикоррупционная  нравственно-правовая культура обучающихся как одна из духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.  
Утверждение такой культуры с использованием данных пособий рекомендуется связывать с  формированием  у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, негативного отношения к коррупции и антикоррупционных  моделей поведения.
За исходные позиции в процессе формирования антикоррупционной культуры могут быть взяты следующие положения:
- антикоррупционное  образование   -  один из факторов духовно-нравственного развития личности, становления гражданского общества в современной России;
 - антикоррупционное образование осуществляется при обеспечении единства обучения и воспитания;
- основу антикоррупционной культуры составляют духовно-нравственные ценности, в том числе правового характера; 
 - знаниевый компонент антикоррупционной культуры  образуют  соответствующие сведения из историко-правовой, этической областей гуманитарных предметов. 
Необходимо обратить внимание на последовательное осуществление таких принципов  формирования антикоррупционной культуры, как целостность, непрерывность, сочетание логической и эмоциональной составляющих.  Организация антикоррупционного  образования на этих принципах позволит обеспечить единство содержательного,  и процессуального компонентов образовательного процесса, его методологических, научно-теоретических и дидактических  основ и согласованность практических действий на всех этапах социализации обучающихся. 
         Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры у обучающихся   рекомендуется  осуществлять при доминировании форм урочной деятельности  на предметном и метапредметном   уровнях. Накопленный  в общеобразовательных учреждениях в этом  плане опыт представлен в   методическом пособии И. В. Сафроновой и  И. М. Фокеевой «Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры».
Предметный уровень. Материал, связанный с коррупцией и формированием негативного отношения к ней, рассматривается  на уроках истории, обществознания, права, экономики, а также в элективных курсах («Основы правоведения», «Право и политика», «Экономика и право» или в курсах  по антикоррупционной тематике, например, «Антикоррупционная и правовая культура учащихся»). В содержание уроков могут войти вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, причинах распространения, о негативных последствиях коррупционной деятельности в прошлом и настоящем,  в политико-правовой, социально-экономический и духовно-нравственный сферах жизни общества,  о  законодательном, нормативно-правовом обеспечении антикоррупционной деятельности.  
 Метапредметный уровень.  Он реализуется  посредством  использования нравственно-этического потенциала предметов Базисного учебного плана филологического и эстетического циклов. Антикоррупционная тематика может рассматриваться на интегрированных занятиях в контексте, например, таких предметов, как история, обществознание,  литература, искусство, право.   
 И на предметном, и на метапредметном уровнях особое значение следует придавать формированию необходимых для правосообразного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социальное явление,   отличать ее   от других видов преступлений, критически анализировать и  объективно  оценивать  материалы, связанные с коррупционными явлениями коррупции и борьбой с коррупцией, представлять возможности снижения коррупционности в различных сферах жизни современного российского общества.  Важно и формирование мотивации к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам общества.
         Достижение этих целей связано с опорой на системно-деятельностный подход. Составляющие антикоррупционного образования необходимо рассматривать  в их взаимосвязи и реализовывать в системе  практических занятий, моделируемых ситуаций, социальных акций, творческих заданий, проектно-исследовательской деятельности. Для обеспечения деятельностного характера антикоррупционного образования также используются активные и интерактивные методы, групповые формы занятий.
В классах социально-экономического и социально-гуманитарного профиля  возможен блочно-модульный вариант проведения занятий по антикоррупционной тематике. В данном случае обучающий обращается к пособиям,  К. Ф. Амирова,  Р. Р. Замалетдинова и других.
          Занятия по блочно-модульной системе предполагают наличие таких обязательных компонентов, как ресурсно-информационная база по вопросам антикоррупционного  образования, система практических заданий, позволяющих реализовать деятельностный подход,  рефлексивный и контрольно-оценочный этапы. Практическая часть занятия  может быть представлена проектной или исследовательской деятельностью обучающихся. Среди возможных тем проектов:    «Законодательство о борьбе с коррупцией»  (К. Ф. Амиров. «Аникоррупционное и правовое воспитание»), «Региональные механизмы противодействия коррупции» (Р. Р. Замалетдинов, Е. М. Ибрагимова, Д. К. Амирова. «Формирование антикоррупционной культуры у школьников»),  «Школа и коррупция»   (Л. Е. Кириллова, А. Е. Кириллов. «Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности»). 
На каждом занятии по антикоррупционной тематике актуальным будет включение дискуссии или её элементов. Усилить рефлексивные механизмы в процессе формирования антикоррупционной модели поведения может помочь использование  технологии развития критического мышленияи  кейс-технологий. Как эффективные средства  решения задач антикоррупционного воспитания зарекомендовали себя   деловые, имитационные игры  при том условии, что они становятся площадкой приобретения познавательного опыта, выработки моделей антикоррупционного поведения.    
       В поле зрения образовательных учреждений должны оставаться  и  организация внеурочной деятельности по вопросам антикоррупционной  образования. Она может быть реализована в таких формах, как кружки, секции, «круглые столы», дискуссионные клубы, конференции, школьные научные общества, олимпиады,  поисковые и научные исследования, социальные проекты, акции антикоррупционной направленности, встречи с представителями властных структур. Весьма полезным могут оказаться сайт образовательного учреждения  «ЕГЭ и коррупция», университет для родителей «Правовое и антикоррупционное воспитание наших детей». Не следует упускать из вида  возможности совместной работы  образовательных учреждений с правоохранительными органами.
     Исключительное значение в процессе антикоррупционного воспитания имеет активная жизненная позиция, нравственный пример педагога, руководителя образовательного учреждения, которое должно быть средоточием   гражданской, духовной жизни обучающихся и обучающих. Они призваны быть носителями высоких духовно-нравственных ценностей, гражданственности, создавать условия для приобретения обучающимися конструктивного жизненного опыта, формирования ответственного поведения.  Поучительные практики из области обеспечения антикоррупционной нравственно-правовой культуры педагогов, руководителей образовательных учреждений содержит пособие Л.Е. Кирилловой и  А.Е. Кириллова.
 Антикоррупционное воспитание остается социально значимым направлением  деятельности образовательных организаций. Задача состоит в том, чтобы настойчиво и неуклонно повышать его результативность. 
 
 
 
 
Первый заместитель министра                                                      Д.М. Мустафин
 
Э.Р. Сафина
292-49-53