• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

ГУ «Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования» (реорганизация в форме присоединения к ИРО РТ)

Визитная карточка

Адрес: 420036, г. Казань, ул. Социалистическая, д. 5
Телефон: (843) 533-03-90
E-Mail: rcimkaz@mail.ru

«Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 г.г.

В рамках реализации проекта создан Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов на базе ГУ «Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования» (РЦИМК) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Полное наименование: «Региональный центр дистанционного образования детей - инвалидов» (создан на базе государственного учреждения «Республиканский центр информационно – методического обеспечения и контроля в области образования» в 2009 г. (приказ МОиН РТ от 29.09.2009г. №1825/09)).
Специалисты центра прошли обучение на базе учреждений: Московский институт открытого образования, Центр образования «Технологии обучения», НП «Телешкола» (г.Москва).
Реализация мероприятия осуществляется с 2009 года:
2009 год -  56 детей-инвалидов, 12 учителей
2010 год – 250 детей-инвалидов, 125 учителей
2011 год – 200 детей-инвалидов, 200 учителей
2012 год – 200 детей-инвалидов, 200 учителей
Реализация проекта предполагает техническое оснащение его участников:
- комплекты компьютерной техники;
- цифровое учебное оборудование;
- оргтехника и программное обеспечение, адаптированное с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов;
- обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.
Обязательным условием для дистанционного обучения детей является наличие Интернета. С этой целью совместно с Центром информационных технологий РТ были выявлены возможности обеспечения доступа к сети Интернет по месту проживания детей. По результатам исследования проводной Интернет был проведен 36-ти детям, 17 детей обеспечены 3-G модемами.
Центром осуществляется информационно-методическая поддержка участников проекта:
- проведение обучающих мероприятий для учителей, работников образовательных учреждений и органов, осуществляющих управление в сфере образования, ответственных за организацию дистанционного обучения детей-инвалидов;
- организация консультаций по вопросам ДО;
- организация мониторинга реализуемых мероприятий.
Поскольку дети-инвалиды живут в разных населенных пунктах, значит, удаленно друг от друга, переводить их в одно общеобразовательное учреждение нецелесообразно. Также нельзя полностью переводить ребенка-инвалида на дистанционное обучение, поскольку родители отказываются от такого рода обучения, если не уверены, что учителя продолжат приходить домой к больному ребенку. Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, продолжают обучение со своими учителями из школы, но с применением дистанционных образовательных технологий и под руководством специалистов ГУ РЦИМК. Обучение детей проводится на базе двух дистанционных школ: «Центр образования «Технологии обучения» и НП «Телешкола» (г. Москва), а также непосредственно общеобразовательными учреждениями республики. В течение двух лет осуществляется сотрудничество с «Телешколой», предоставляющей комплексное решение для дистанционного обучения учащихся удаленных малокомплектных школ и детей-инвалидов: СДО – контент – мониторинг. Инвалиды-старшеклассники в 2009/2010 учебном году успешно освоили базовые курсы «Телешколы», хотя на прохождение учебного материала они тратили больше времени, чем здоровые ученики.
В первом полугодии 2010/2011 учебного года 56 детей-инвалидов г. Казани, обучающихся на дому, обеспеченные компьютерным, специализированным и телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением и доступом к сети Интернет в рамках ПНПО, прошли обучение по дистанционной программе «Новичок» Центра образования «Технологии обучения». В настоящее время в процессе обучения используется образовательный контент НП «Телешкола», информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан», ресурсы «Кирилл и Мефодий - школа».
В соответствии с поручением М. Шадаева, помощника Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, специалисты центра принимают участие в обсуждении проблем реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» на сайте Госбук.
Для более близкого ознакомления детей, родителей (законных представителей) с региональным центром и специалистами, курирующими данное направление, на базе центра были проведены организационные собрания.
В центре используется система кураторства для оказания консультаций детям, учителям и родителям в электронной форме и по телефону.
На базе центра проведено первоначальное обучение учителей и специалистов центра работе со специализированным оборудованием Apple, операционной системой Mac OS X.
Также проведены курсы повышения квалификации для учителей, обучающих детей-инвалидов в системе дистанционного образования «Телешкола» (в 2009-2010 г.г. обучено 190 учителей).
Следует отметить, что в Российской Федерации нет единой модели дистанционного обучения детей-инвалидов. Каждый регион выбирает тот вариант, который наиболее ему приемлем.
В Республике Татарстан принята следующая модель дистанционного обучения: к каждому учащемуся в условиях сочетания надомного и дистанционного обучения прикрепляется отдельно педагог-предметник из ОУ по каждому предмету индивидуального учебного плана, одновременно являющийся педагогом-куратором, и сетевой учитель.
Распределение обязанностей специалистов, участвующих в реализации региональной модели дистанционного обучения учащихся с ОВЗ, осуществляется следующим образом:
·        региональный координатор дистанционного обучения обеспечивает централизованное управление всей системой дистанционного обучения детей-инвалидов в регионе;
·        территориальный координатор обеспечивает централизованное управление системой дистанционного обучения детей-инвалидов в муниципальном образовании (территории);
·        сетевые учителя (далее - СУ) осуществляют методическое сопровождение учащихся, осваивающих программы дополнительного образования в дистанционном режиме;
·        педагоги-кураторы, являющиеся педагогами-предметниками из образовательных учреждений, в контингенте которых числятся учащиеся-инвалиды, осуществляют поддержку учащихся при освоении ими учебных программ в надомном режиме, а также обеспечивают учет учебных достижений учащихся в школьной документации.
               Таким образом, организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволит:
- обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам;
- оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития;
- создать безбарьерную среду для получения детьми-инвалидами качественного образования;
- расширить возможность их последующей профессиональной занятости;
- осуществить успешную социализацию и интеграцию в общество.
К 2012 году планируется создать условия для дистанционного обучения не менее 90% детей-инвалидов РТ, обучающихся на дому.